Кликбейт — зло! Или все-таки нет?

Содержание статьи:

«Актриса из сериала «Любовная любовь» похудела на 30 килограммов с помощью…

Французский врач: все, кто хотя бы раз принимал это лекарство обречены.

Материнский капитал можно увеличить до миллиона рублей. Нужно только...»

Наверняка вы встречали такие заголовки в интернете. Это и есть кликбейт. Его главная цель — заполучить как можно больше трафика. А для этого можно и немного обмануть пользователей. 

Можно ли использовать кликбейт в своем контенте, или это очевидное зло? Как проверить заголовок на кликбейт? Давайте разбираться.

Кликбейт — это...

Простыми словами кликбейт — это контент, который любыми путями старается привлечь внимание человека и заполучить его клик. Очень часто это заголовки, которые вводят пользователей в заблуждение или сильно приукрашивают информацию. С английского clickbait переводится как click — щелчок и bait — наживка.

Главная цель кликбейта — привлечь как можно больше трафика. А для этого нужно решить такие задачи:

  • привлечь внимание;

  • заставить людей совершить нужное целевое действие;

  • повысить CTR объявлений.



В целом кликбейт-реклама считается плохим тоном. Некоторые рекламные площадки намеренно запрещают использовать слишком много восклицательных знаков, многоточия и слова типа «шок», «сенсация» и т.д.

Зачем используют кликбейт?

  • для заработка на реферальных программах. Кто-то может зарабатывать на том, что другие пользователи переходят по конкретной ссылке;

  • для накрутки просмотров. Например, на статьях или видеороликах;

  • для увеличения трафика на сайт. Например, это может быть полезно платформам, которые продают рекламу на своей площадке. Чем больше трафик, тем больше денег за размещение можно просить у рекламодателей;

  • для продажи товаров и услуг. Чаще всего это некачественные или запрещенные для рекламы продукты. Например, таблетки для похудения, онлайн-казино, ставки на спорт и т.д.;

  • чтобы распространять вредоносное ПО. Человек кликает по кликбейтному баннеру, и его перебрасывает на страницу, где автоматически начинает скачиваться программа с вирусом.

Каким бывает кликбейт?

Глобально кликбейт делится на информационный и рекламный. Информационный используется, чтобы привлечь внимание к какому-то контенту и накрутить на него просмотры или получить денег с рекламы. Рекламный применяют, когда хотят продать какой-то товар или услугу. 


Для кликбейта чаще всего используются темы, которые привлекают внимание на уровне самых простых эмоций и инстинктов. Это злость, азарт, страх, возмущение, жалость, любопытство и т.д.

Темы кликбейта обычно связаны с:

  • популярными людьми;

  • лайфхаками;

  • способами сэкономить и заработать;

  • предсказаниями;

  • лечением болезней или похудением;

  • острыми социальными вопросами (помощь от государства, пандемия, выборы и т.д.).

Как понять, что перед вами кликбейт?

Вот несколько пунктов, которые помогут проверить на кликбейт любой контент:

  • заголовок вводит в заблуждение. Внутри материала совсем другая информация;

  • вам обещают золотые горы. От вас требуют минимальных действий, но обещают максимальный результат;

  • в заголовке используются образы известных людей или их высказывания;

  • слова вроде: сенсация, шок, в это невозможно поверить и т.д.;

  • капслок, много восклицательных и вопросительных знаков, многоточие, слова «этот», «эти»;

  • для привлечения внимания используется шок-контент: откровенные фото, изображения катастроф или стихийных бедствий и т.д.;

  • громкие заявления и слухи. Их правдивость обычно никак нельзя проверить.

Где применяют кликбейт?

Везде, где есть хоть какой-то контент:

  • в заголовках постов и статей;

  • в рекламных баннерах;

  • в названиях видео и аудиоконтента (например, подкастов);

  • в картинках, которые сопровождают текстовый, видео и аудиоконтент (обложки, превью, иллюстрации).


Давайте посмотрим, как может выглядеть кликбейт на разных площадках: Инстаграм, Ютуб, ВК и Дзен.

Кликбейт в Яндекс.Дзен

Алгоритмы Дзена часто ограничивают распространение статей, которые используют кликбейт-заголовки. Они начинают показывать их только подписчикам канала, но не предлагают другим пользователям в качестве рекомендаций. А это существенно сужает аудиторию читателей. 

Что такое кликбейт в Дзене?

  • искажение смысла или выдумывание фактов. Пример такого заголовка: «Депутат Госдумы: до 2030 года пенсии отменят совсем;»

  • скандальные заявления. Пример такого заголовка: «Английская королева не хочет признавать второго ребенка Гарри и Меган членом королевской семьи;»

  • намеренное утаивание важной информации. Пример такого заголовка: «Уровень жизни в России достиг исторического минимума. Во всем виноваты...;»

  • изображения, которые не относятся к публикации. Например, в статье написано о горящих лесах в Сибири, но при этом используются фотографии пожаров в Австралии.

Что такое кликбейт в Ютубе?

В Ютубе кликбейт используется очень часто. Площадка не очень строго относится к таким заголовкам, поэтому их постоянно используют в названиях видео, для того чтобы привлечь больше просмотров. В текст добавляют капслок, преувеличения и слова с сильной эмоциональной окраской (ржака, жесть, смотреть до конца и т.д.).

Примеры кликбейт-заголовков: «О ВАКЦИНАЦИИ. ЭКСТРЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ ВРАЧА»; «Разрушили квартиру фонтаном Колы и Ментоса!»; «Это моя новая девушка! Семья в ШОКЕ!».


Кликбейт также можно использовать для обложек видео. Например, обводить какие-то элементы картинки в красный кружок, указывать на них стрелками, размещать кликбейт-фразы и так далее. Часто такие картинки могут быть даже не связаны с содержанием самого видео. Ютуб не приветствует только какой-то шок-контент: изображения голого тела, кровь и так далее.

Что такое кликбейт в Инстаграм?

В Инстаграм чаще всего используются кликбейт-посты. А точнее, кликбейтные заголовки к ним. Ведь когда человек листает ленту, он видит только первую строчку поста. А значит она должна привлечь внимание и заставить развернуть текст. Иногда блогеры пишут такие заголовки, а уже в следующем предложении сами признаются, что это был кликбейт. 

Примеры таких заголовков: «Как заработать миллион за 2 недели?» (А дальше идет объяснение, что никак); «Я плАчу... Ведь это случится уже сегодня!» (Пост о старте продаж новой коллекции одежды); «Есть страны в которых вас могут оштрафовать за слишком красивые фотографии. Например, та из которой мы вернулись…» (Многоточие и недосказанность типичные признаки кликбейта).

Еще в Инстаграм часто используется кликбейт-превью для разных форматов видео. Какие-то элементы кликбейта можно встретить и в сторис. Например, все те же громкие заголовки, излишнюю эмоциональность и интригу.

В рекламном контенте площадка не разрешает использовать капслок, сенсационный и шокирующий контент, ложную информацию. Так что большинство приемов кликбейта модерация просто не пропустит.

Что такое кликбейт в ВК?

Кликбейт во ВКонтакте чаще всего используют для рекламы сообществ, чтобы набрать подписчиков. Например, это может быть баннер с каким-то стоп-кадром и надпись, что полное видео можно найти в группе. Человек переходит и пока пытается найти тот самый ролик, просматривает и остальной контент. А в процессе, возможно, захочет подписаться. Либо это может быть какая-то загадка/головоломка, ответ на которую тоже можно найти на странице сообщества.

Пример: «Ты не представляешь, что показали в первом трейлере новой части Мстителей. Быстрее смотри видео в нашей группе!»

Как делать кликбейт? 

Основные техники создания кликбейтных заголовков:

  1. Искажение смысла

    Достаточно о чем-то умолчать или поменять слова местами. И вот уже у заголовка совсем другой смысл. 

    Например: «Сенсация! Пугачева и Галкин разводятся. Комментарий близкого друга семьи»

    Человек открывает новость и видит, что какой-то неназванный друг пары высказал предположение, что, возможно, дело идет к разводу. Но никаких доказательств этого нет.

  2. Преувеличение

    «Это перевернет вашу жизнь», «Это обязан увидеть каждый», «Такого вы еще не видели» — все эти фразы преувеличивают значимость контента, который человек увидит, если кликнет по ссылке. Вряд ли видео со смеющимся ребенком правда ОБЯЗАН увидеть каждый.

  3. Утаивание информации

    Это умалчивание о важных аспектах или недописанные предложения с многоточием. Иногда человеку настолько сильно хочется узнать, что такого чудесного скрывается под заголовком, что он может кликнуть на него, даже понимая что это кликбейт.

    Например: «Это копеечное средство сделает вас моложе на 15 лет»

    Из заголовка непонятно, что это за средство. Для читателей создается интрига и это мотивирует их кликнуть по заголовку.

  4. Перегибы с эмоциями

    Сюда относится использование большого количества восклицательных знаков, капслока и слов, которые манипулируют эмоциями. 

    Пример: «Новая фотосессия Бузовой. Я просто в шоке!!»

  5. Агрессивные призывы к действию

    Призывы к действию использовать можно и нужно, но многие площадки блокируют за слова вроде «жми», «кликай», «нажми сюда» и т.д.

    Примеры агрессивных призывов: «скорее жми!» или «стань богаче!»

  6. Вопрос-ответ

    Обычно в таких заголовках используются наиболее волнующие темы: здоровье, экономия и заработок. 

    Пример: «Как похудеть на 20 килограммов без операции? 3 работающих лайфхака»

  7. Утверждение

    Уверенное утверждение может кого-то заинтересовать и привлечь людей, которые любят поспорить в комментариях. В любом случае автор контента получит трафик и вовлеченность.

    Пример: «Врачи: после 30 категорически нельзя питаться молочными продуктами. Иначе...»

Как сделать кликбейт-картинки?

Основные приемы для создания кликбейтных картинок:

  1. Сравнение двух изображений

    Это может быть классическое кликбейт-фото в формате «до-после». Или демонстрация того, как делать правильно и неправильно. Часто между картинками намеренно нет никаких различий, и это тоже привлекает людей.

  2. Яркая картинка с множеством деталей

    Такие обложки часто делают на Ютубе: обычно там есть человек с какой-то яркой эмоцией, детали, которые намекают на содержание видео и интригующий текст.


  3. Загадочная картинка

    Это может быть:

    • смазанное изображение;

    • непонятный объект, когда с первого взгляда нельзя догадаться, что именно изображено;

    • элемент, который обведен в кружок. Там может не быть ничего необычного, но человек скорее всего подумает, что он просто не заметил подвоха и перейдет по ссылке, чтобы понять в чем тут все-таки дело.

  4. Картинка с текстом

    Там также можно использовать типичные приемы: обрывать текст на самом интересном месте, раздувать важность, давить на эмоции.

Стоит ли использовать кликбейт?

Кликбейт бывает разный. Главная проблема некачественного кликбейта — это то, что часто такие заголовки обманывают пользователей. Со временем люди просто перестали верить, что где-то действительно существует крем, который способен увеличить грудь на три размера, и не кликают по таким объявлениям.

Нереалистичные кликбейтные заголовки у многих ассоциируются с некачественными площадками, напичканными странной рекламой, и даже угрозой безопасности (мы уже говорили про вредоносное ПО). Поэтому бизнес, который использует такой кликбейт, перетягивает на себя часть этой славы. Ему перестают доверять, не воспринимают всерьез и выбирают продукцию конкурирующих компаний. 

Если кликбейт обманывает ожидания пользователей, то автоматически увеличивается процент отказов. Человек переходит по ссылке, не находит там нужной информации и быстро закрывает ее. Это негативно сказывается на качестве сайта, а значит его позиции в поисковиках могут снижаться. Да, трафика вы получаете много. Но на сайте он не задерживается.


Поэтому использовать кликбейт в классическом его понимании, мы все-таки не рекомендуем. Но это не значит, что нельзя взять на вооружение некоторые кликбейтные приемы, которые повышают кликабельность объявлений и заголовков.

Например:

  • использование цифр — «5 способов избавиться от кротов на вашем дачном участке»;

  • интрига — «Почему вкладывать деньги в квартиру не лучшее решение?»;

  • страх совершить ошибку — «10 ошибок при настройке контекста, на которых вы постоянно теряете деньги»;

  • желание сэкономить — «Как я бесплатно (ну почти) путешествовал по Европе целый месяц»;

  • неудовлетворенность — «Надоело постоянно получать навязчивые рекламные звонки? Подключите автоответчик и он поговорит с мошенниками за вас».

О других приемах мы недавно рассказывали в статье «Как придумывать продающие заголовки с высоким CTR: 22 совета». 


Наши услуги по теме:
Размещение рекламы в интернете с оплатой за переход
Рекомендуем прочитать
Если заголовок не привлечёт внимание аудитории, то и вся остальная информация пройдёт мимо. Есть
всего пара секунд, чтобы заинтересовать человека своим предложением. Повышаем CTR заголовков
Какие 37 фатальных ошибок отправят ваш контекст в пекло вместе с вашим бюджетом.
Если не вести контекстную рекламную кампанию после ее настройки и запуска — она будет работать ни шатко, ни валко.
Эффективность контекстной рекламы зависит не только от того, как круто вы настроили кампанию, но и от многих других нюансов
Полезное видео каждую неделю. Подписывайся!
Вернуться к оглавлению