- #Сайты
Технический аудит сайта: пошаговый чек-лист из 19 шагов
На что обратить внимание при проведении аудита, и как выбрать подрядчика, если вы сами не хотите им заниматься.
Даже маленькая ошибка в коде или в настройках сайта может сделать его недоступным для пользователей или невидимым для поисковых роботов. А вы в это время будете гадать, что не так, и почему сайт не приводит клиентов.
В статье расскажем, что такое технический аудит, для чего он нужен, какие виды аудита бывают и как провести технический аудит сайта самостоятельно.
Кому и для чего нужен технический аудит веб-сайта?
Технический аудит сайта — это анализ ресурса на ошибки и недостатки технической части. Например, кода, архитектуры, работы ссылок и т.д. В результате аудита у владельцев ресурса оказываются рекомендации по оптимизации сайта. Подразумевается, что после решения всех проблем, сайт станет работать лучше, а значит пользователям будет приятнее на нём находиться.
То есть главная цель технического аудита — это найти ошибки, исправить их и сделать сайт лучше. Например, аудит может помочь:
- Повысить конверсию
- Сделать сайт удобнее для пользователей (то есть повлиять на юзабилити)
- Улучшить позиции в поисковой выдаче и так далее
Технический экспресс-аудит нужно проводить примерно раз в месяц. Ведь если делать это реже, можно упустить ошибки, которые будут стоить вам части прибыли.
Пример: у вас настроена реклама на определённую страницу с акцией. Но вчера программисты делали на сайте глобальное обновление, а потом не проверили работоспособность всех страниц. И вот вы платите деньги за клик потенциального клиента по рекламе, он по ней переходит, но видит ошибку. Вряд ли он запомнит название вашей компании, пойдёт в Google и сам найдёт то, что вы пытались прорекламировать. Скорее всего, человек просто закроет страницу и забудет о вас. А вы просто так потратите деньги.
Или другой пример: из-за ошибки сервера стили на некоторых страницах не прогружаются. И все пользователи, которые перешли в корзину, попадают на страницу, где нет никакого дизайна, текст не отформатирован, а кнопок не видно. И владельцы гадают, почему за последние дни нет ни одного заказа с сайта.
Полный технический аудит можно проводить:
- Перед релизом нового сайта
- После глобальных обновлений
- Если сайтом давно никто не занимался
- Если вас не устраивает эффективность ресурса
- Примерно каждые 2-3 месяца, чтобы просто держать всё под контролем
Чем технический аудит отличается от других?
Сайт можно проверять с разных сторон. Кроме технического аудита бывает:
- Аудит семантики. Помогает узнать, насколько полно проработано семантическое ядро.
- Анализ конкурентной среды. В процессе находят главных конкурентов компании, оценивают их сайты, запросы, по которым они продвигаются в поиске и рекламе и т.д.
- Юзабилити-аудит. Помогает проверить удобство сайта для пользователей.
- Аудит структуры сайта. Оценивают логику расположения разделов, навигацию и внутреннюю перелинковку.
- Полный SEO-аудит. Проверяют внешнюю оптимизацию (ссылки, гостевой постинг) и внутреннюю (поведенческие факторы, санкции от поисковиков, мета-теги и т.д.)
- Маркетинговый аудит. Помогает оценить, насколько хорошо сайт продаёт продукты компании.
- Аудит контентного наполнения. Смотрят насколько уникальный и актуальный контент на сайте и подходит ли он под запросы аудитории.
Все эти виды аудита составляют один — комплексный. А что тогда входит в технический аудит?
- Проверка ошибок в коде сайта
- Проверка наличия битых ссылок
- Анализ скорости загрузки сайта
- Проверка адаптивности под мобильные и т.д.
Дальше мы дадим подробный чек-лист со всеми параметрами, которым надо уделить внимание при технической проверке сайта.
Технический аудит сайта: чек-лист
Скорость загрузки
- Любая страница сайта грузится не дольше трёх секунд
- В итоговом коде нет комментариев. Иначе вес страницы может увеличиваться, а скорость загрузки снижаться
- JavaScript-код вынесен из кода страницы. Это нужно для того, чтобы пользователь как можно раньше мог начать взаимодействовать со страницей. Даже если она не до конца прогрузилась
- Для загрузки текста не требуется JavaScript. Когда для того, чтобы человек мог увидеть текст, используют язык программирования JavaScript, время загрузки сайта может серьёзно увеличиться
- Браузеры пользователей кэшируют данные с вашего сайта. Тогда при повторном посещении страницы на её загрузку понадобится гораздо меньше времени
Оптимизация под разные устройства
- Страница оптимизирована под мобильные устройства. Нет горизонтальной прокрутки
- Сайт одинаково отображается в разных браузерах
Изображения
- У всех изображений заполнен атрибут alt. Это текст, по которому пользователи смогут найти ваши изображения через поиск. А ещё его видно, когда картинка по каким-то причинам не прогрузилась. С помощью этого текста пользователь может узнать, что на ней изображено
- Все картинки на сайте оптимизированы. Это нужно для того, чтобы они меньше весили и быстрее загружались
Безопасность
- На сайте нет вирусов
- У сайта подключён протокол безопасности https. Без него у пользователей постоянно будут всплывать напоминания, что сайт может быть небезопасным
Другое
- На сайте нет битых ссылок. То есть ссылок, которые выдают ошибку, или по которым нельзя перейти
- У сайта есть фавикон. Это иконка, которая отображается рядом с сайтом во вкладке браузера
- Ссылки на страницы написаны человекопонятным языком. То есть при взгляде на ссылку, пользователь должен понимать, что ждёт его на этой странице
- У сайта нет дублей страниц
- Страница 404 заполнена. То есть на странице с 404 ошибкой есть ссылки на один или несколько разделов сайта
- В HTML-коде нет ошибок. Их наличие может серьёзно повлиять на качество индексации сайта и вид страниц, который показывается пользователю
- Все страницы сайта имеют одну кодировку. Иначе вместо текста пользователь будет видеть непонятные значки
- Все редиректы работают правильно. То есть перенаправляют пользователя туда, куда нужно
Как провести технический аудит сайта своими силами?
Технический аудит почти никогда не проводится вручную. Для проверки ошибок и недостатков сайта существуют специальные сервисы. Они бывают узкоспециализированные и комплексные.
Например, чтобы проверить сайт на битые ссылки, можно использовать сервисы Check my links или Badlinks. А чтобы найти ошибки в HTML-коде — W3C MarkUp Validation Service.
Из сервисов, которые проводят комплексный аудит (куда входит и технический), можно выделить:
- NetPeak Spider
- Ahrefs
- SE Ranking
- Serpstat
- Screaming Frog SEO Spider
Функции у них похожие. Поэтому при выборе стоит ориентироваться на ваш бюджет. Некоторые сервисы могут провести технический аудит сайта и бесплатно, но понятно, что это будет урезанная версия. А ещё знание английского, ведь в некоторых инструментах нет русского языка.
Если у вас нет никакого опыта разработки, разобраться со всеми техническими параметрами в одиночку будет сложно. Да, вы увидите, что сервис аудита показывает ошибку. Но, что с этим делать, скорее всего, не поймёте. Поэтому к техническому аудиту обязательно нужно привлекать разработчиков. Большинство проблем, о которых мы говорили выше, они смогут решить довольно быстро.
Где заказать технический аудит сайта?
Если разбираться в технических тонкостях самостоятельно вы не хотите, можно обратиться в агентство. Это может быть веб- или SEO-студия, либо диджитал-агентство, которое занимается в том числе и сайтами. Как плюс, потом у них можно заказать устранение всех ошибок и проблем, которые они найдут во время аудита.
На что обратить внимание при выборе подрядчика?
- Попросите их прислать пример технического аудита сайта. Посмотрите, насколько подробно они прописывают ошибки, и какие дают рекомендации
- Поищите информацию в интернете. Иногда можно наткнуться на отзывы, которые уберегут вас от пустой траты денег. Или, наоборот, подтвердить своё хорошее впечатление от агентства. А на сайтах типа Руспрофайл можно узнать информацию о самой компании: в каком году основана, была ли замешана в судебных делах и т.д.
- Посмотрите на специализацию агентства. Если они в основном занимаются креативом, вряд ли технический аудит их сильная сторона. В штате у подрядчика обязательно должны быть разработчики и SEO-специалисты
- Пообщайтесь. Узнайте, как именно они будут проводить аудит, и какой результат вы получите. Если на все вопросы вам могут внятно и подробно ответить — значит у агентства есть опыт в этой сфере. Важно также подумать, комфортно ли общаться с сотрудником. Ведь это тоже важная часть работы
- Обратите внимание на стоимость аудита. Чудес не бывает и слишком низкая цена услуги должна вас не обрадовать, а насторожить
- Если у агентства есть блог, страницы в соцсетях или размещения в профессиональных изданиях, значит они не первый день на рынке и не захотят терять репутацию, обманув вас
- Узнайте про договор. Если подрядчик добросовестный, он не откажется узаконить с вами отношения
Цена технического аудита сайта в агентстве начинается примерно от 15 тысяч рублей. Но тут всё зависит от размеров ресурса: небольшой лендинг проверить легче, чем крупный интернет-магазин с тысячами товаров.
Что делать с результатами аудита?
Не складывайте результаты аудита на полку и не ждите подходящего случая, чтобы начать внедрять изменения. Чем быстрее вы всё поправите, тем раньше начнёте получать отдачу.
Начните с самых критичных проблем, которые точно мешают пользователям нормально пользоваться сайтом: ошибки в коде, из-за которых поплыла вёрстка; ссылки, которые ведут в никуда; вирусы на сайте и так далее. А уже после этого можно заняться повышением скорости загрузки, оптимизацией страниц под мобильные и другими моментами.
Почему аудит всё-таки стоит проводить регулярно? В этом смысле его можно сравнить с техосмотром машины. Даже если сейчас вас ничего не беспокоит, регулярная проверка убережёт вас от того, что машина вдруг сломается в поле в 100 километрах от населённых пунктов. А в случае с сайтом это может быть запуск нового продукта, крупная акция, во время которой на сайт одновременно зайдёт много посетителей или другое важное событие. Поэтому регулярно проверяйте свой сайт, тестируйте все изменения и будет вам счастье.