- #SMM
- #Контент-маркетинг
Контент-маркетинг: основные форматы и тренды 2024
Какие задачи решает контент-маркетинг? Расскажем как разработать контент-стратегию для сайта или блога.
-
10+
стаж работы в
интернет маркетинге -
103
написано тематических
статей
Представьте: вы неожиданно оказались зимой на улице один в незнакомом городе, у вас в кармане 100 рублей, а телефон потерян. Вы страдаете от холода и не понимаете, что делать. И вдруг — о, чудо! — видите указатель «Хостел 1001 ночь, от 100 ₽ в сутки». Ура, вы спасены! Но если бы вы не увидели указатель, то рисковали бы замерзнуть. В этой ситуации город — это интернет, вы — пользователь со своими «хотелками» и проблемами, а указатель — контент-маркетинг, который показывает вам решения. Поговорим, как расставить указатели таким образом, чтобы пользователь пришёл к вам, доверился и остался с вами надолго.
Контент-маркетинг — это стратегия долгосрочного продвижения, главный смысл которой в создании привлекательного для своей целевой аудитории контента. Контентом может быть всё что угодно: статья, видео, фотография, инфографика, подкаст, пост в соцсети и т.д.
Зачем нужен контент-маркетинг?
Цель контент-маркетинга — продавать не продавая. То есть если в обычных рекламных материалах мы прямо говорим клиенту: «Ты должен купить у нас вот этот продукт, потому что…», то здесь мы просто даём человеку полезную информацию или развлекаем его. Попутно можно нативно вплетать в контент свои преимущества или напоминать, что такой товар или услугу можно купить у вас. Но такие продающие элементы не должны занимать большую часть материала и перетягивать на себя внимание.
Контент-маркетинг приносит результат небыстро, зато работает на долгосрочную перспективу. Например, хорошая статья, размещённая у вас на сайте, может приносить отдачу и год, и два, и пять лет.
Но какие же задачи решает контент-маркетинг? В целом он помогает компаниям:
- Привлечь внимание целевой аудитории. Рекламные материалы, конечно, могут привлекать клиентов, но помимо этого, они часто раздражают людей. Контент-маркетинг действует на возникновение желания о покупке не так открыто, поэтому не вызывает такого отторжения. Но при этом внимание всё-таки привлекает.
- Поддержать экспертность и доверие. Если у вас много полезного и качественного материала по вашей профессиональной теме, это сразу делает доверие к вам выше. Ведь если вам есть что сказать, скорее всего, вас и правда можно назвать экспертом.
- Увеличить конверсию. Да, она вырастет не сразу. Но благодаря тому, что люди будут регулярно натыкаться на ваш контент в разных источниках, шанс того, что именно вам отдадут предпочтение среди других компаний, вырастает. Плюс, на сайт будет просто приходить больше трафика, за счёт чего количество конверсий увеличится.
- Удерживать клиентов. Формирование лояльного комьюнити вокруг своего бренда — залог того, что в будущем вам не придётся тратить неподъёмные бюджеты на прямую рекламу. Ведь у компании уже будет аудитория, которая с нетерпением ждёт все новинки и при прочих равных всегда выбирает вас.
Инструменты контент-маркетинга
Весь контент держится на 4 инструментах: тексты, аудио, видео и графические материалы. Давайте чуть подробнее поговорим о каждом.
Тексты
Это могут быть статьи на сайт, посты в социальных сетях, полезные файлы, которые вы используете в качестве лид-магнита, рассылки и т.д. Кто-то говорит, что длинные тексты уже не читают, кто-то продолжает публиковать в своём блоге по 10 постов в день. Истина где-то посередине: тексты составляют основной объём всего контента в интернете, но не нужно забывать и о других форматах.
Аудио
Подкасты популярны уже не первый год. В таком формате можно делать не только развлекательный, но и экспертный контент. Только предварительно нужно понять, знает ли вообще ваша аудитория о подкастах и слушает ли их. Конечно, вы можете стать для них первооткрывателем жанра, но это сложная миссия, которая не всем под силу.
Видео
Популярность видеоформата год за годом только растёт и появляются всё новые и новые его формы. Пока одни осторожничают и раздумывают, стоит ли вкладываться в съёмку видео, их конкуренты получают трафик и новых покупателей. Самый популярный сейчас формат — короткие вертикальные видео, которые длятся не больше минуты. Они есть и в YouTube, и в Instagram (запрещённая в России организация), и во ВКонтакте. Кстати, на всех этих площадках продвижение с помощью таких роликов сейчас особенно актуально. Пока алгоритмы работают так, что получить много просмотров может даже видео с аккаунта с минимальным количеством подписчиков. Поэтому решает креативность и умение видеть тренды.
Отдельно хочется сказать про прямые эфиры. Это не только эфиры в соцсетях, но и вебинары. Такой формат позволяет аудитории посмотреть вам в лицо, а это формирует доверие, что очень важно для развития и бизнеса, и личного бренда. Запись такого эфира после его завершения становится видеоконтентом, который можно резать, редактировать и использовать на разных площадках. В том числе предлагать в качестве лид-магнита, обменивая на контактную информацию потенциальных клиентов.
Графические материалы
Это разные фото, рисунки, схемы, инфографика. Обычно такой контент не самостоятельный, а идёт в дополнение к другому. Например, текст и фотографии могут быть составляющими поста в соцсети. А инфографика может дополнять статью в блоге.
Форматы контента
Теперь давайте посмотрим, как именно можно использовать текстовый, аудио, видео и графический контент. Возможно, эти форматы уже натолкнут вас на темы, которые можно будет применить в своей контент-стратегии.
- Авторский контент. Рерайта в интернете и так полно. Если у вас есть экспертиза, собственные интересные разработки, опыт использования какой-то новой технологии — создавайте контент об этом. Аудитория точно оценит вашу оригинальность.
- Гайды. Люди любят инструкции, где весь процесс расписан по чётким этапам. Тема может быть любая от «Как перевозить животных в самолёте» до «5 шагов, которые помогут избавиться от тоски по бывшему».
- Обзоры. Например, в блоге туристической компании можно делать обзоры кухонь или визовых режимов разных стран, а в блоге интернет-магазина женской одежды — обзор модных тенденций сезона.
-
Кейсы. Это примеры ваших работ, которые показывают экспертность и качество лучше всяких фраз вроде «команда профессионалов» и «номер один на рынке». Нелишним будет не просто показать «было-стало», а подробно рассказать, что вы делали для результата, с какими трудностями сталкивались и благодаря чему удалось с ними справиться. Если можно продемонстрировать результат работы визуально, обязательно добавьте фотографии или графики.
- Аналитика. Если у вас есть возможность провести исследование какого-то сегмента рынка, сделайте это. Например, маркетинговое агентство может выпустить исследование «Как выросла стоимость рекламы в Телеграм-каналах в 2022 году». А сервис доставки блюд — «Как часто россияне заказывают еду». Такой контент будет интересен не только вашей аудитории. Его могут расшаривать другие игроки рынка, тем самым повышая вашу узнаваемость в отрасли.
- Подборки. Подборки любят все, и они, видимо, не устареют никогда. Как и все другие форматы, подборки должны так или иначе соотноситься с темой вашего бизнеса и быть полезными для читателей, чтобы получать не только лайки, но и сохранения. Например, в туризме это может быть список из 10 самых бюджетных морских курортов или необычных отелей разных стран. А в теме SEO — подборка полезных сервисов для работы с семантическим ядром.
- Новости. Если вашей аудитории могут быть интересны новости, которые происходят в индустрии, вы вполне можете создавать для неё такой контент. Помимо самой новости, к ней можно добавить комментарий эксперта, который разъяснит, что это значит для отрасли и для отдельных её игроков.
-
Интервью. Это может быть разговор со специалистом вашей компании или интервью с клиентом. Главное, чтобы контент затрагивал интересные вашей аудитории темы, а не превращался в бесконечное восхваление компании.
- Хайповый контент. Когда все о чём-то говорят, пишут статьи и снимают ролики, вы тоже можете оседлать волну хайпа и таким образом привлечь к себе новую аудиторию. Например, сейчас все обсуждают нейросеть Chat GPT, которая уже помогает в создании текстового контента многим компаниям. Ну и мы не могли остаться в стороне и сняли своё видео на эту тему.
Как создать контент-стратегию?
Для разработки контент-стратегии предлагаем пошаговый план.
Шаг 1. Определить задачи
Зачем вы вкладываете деньги в контент-маркетинг? Понятно, что глобальная цель — продажи, но напрямую контент-маркетинг, как мы помним, ничего не продает. Поэтому конкретные задачи контент-маркетинга могут быть такими:
- Увеличить трафик на сайт. Больше трафик — выше вероятность конверсии.
- Усилить/поддержать лояльность пользователей. Чем шире лояльное комьюнити, тем больше в итоге продажи и прибыль.
- Завоевать репутацию эксперта. У компаний/экспертов с личным брендом и репутацией покупают, как ни крути, охотнее, чем у ноунеймов.
- Получить обратную связь. Обратная связь от пользователей может показать узкие места сервиса или недостатки продукта — а значит, будет над чем поработать.
- Создать спрос. Это важно при выведении на рынок нового продукта.
Шаг 2. Исследовать целевую аудиторию
Пытаться зацепить и привлечь всех подряд — убийственная для бизнеса стратегия. Поэтому разберитесь, кому и что вы хотите продавать, и работайте только с этой аудиторией.
Когда вы поймёте, на каких людей ориентироваться, изучите их привычки, предпочтения, сценарии использования вашего продукта. Самый лучший вариант для этого — напрямую поговорить с представителями своей целевой аудитории. Но если такой возможности нет, можно почитать комментарии на форумах и в соцсетях, где люди обсуждают схожие с вашим продукты и говорят, что им важно, что нравится, а что, наоборот, раздражает. В итоге вы сможете поднимать значимые для аудитории темы, отвечать на актуальные для неё вопросы и придумывать интересный для неё развлекательный контент.
Шаг 3. Продумать каналы, по которым вы будете распространять контент
Каналов распространения контента довольно много. Если в общих чертах, это:
- Собственный блог на сайте;
- Социальные сети;
- Внешние площадки, которые подходят вам по тематике (например, маркетологи часто используют VC.ru или Cossa);
- Отдельный собственный проект. Иногда компаниям мало формата блога, и они создают собственное медиа. Например, свои медиа есть у банка «Тинькофф» (Тинькофф Журнал) и у девелопера «Самолёт» (Свои).
Но не все каналы будут подходить вашей целевой аудитории. Например, глупо продвигать одежду для подростков в Одноклассниках. Поэтому нужно подумать, чем пользуются ваши потенциальные клиенты и где они гипотетически могут вас найти. Хвататься сразу за все каналы не очень продуктивно. Поэтому выберите один-два и начните с них, а уже потом по возможности подключайте дополнительные.
Шаг 4. Создать контент-план
Контент-план — это список тем для контента и даты его публикации на определённых площадках. Он намного облегчает работу с контентом, потому что вы заранее знаете, что будете публиковать завтра или в четверг на следующей неделе. То есть вам не надо будет впопыхах выдумывать интересные темы, вы сможете продумать всё заранее. А ещё это дисциплинирует и заставляет регулярно заниматься своим контент-маркетингом.
Также план помогает более полно посмотреть на вашу контент-стратегию. Вы сможете не просто публиковать какие-то отдельные посты на ощупь, а видеть, как разные публикации могут планомерно привести вас к основной цели.
Для того чтобы найти темы публикаций, можно:
- Проанализировать публикации конкурентов. Наверняка, это натолкнёт вас на какие-то темы и мысли. Копировать вслепую не стоит: вдохновляйтесь и перерабатывайте идеи под свою компанию.
- Спросить свою аудиторию, о чём она хочет от вас узнать. Этот вариант подойдёт, если у вас уже есть читатели, которые готовы давать обратную связь.
- Собрать статистику поисковых запросов. Интересы пользователей хорошо отражают популярные запросы в поисковиках. Поэтому можно поискать их через Яндекс.Вордстат.
Когда темы собраны, определитесь с тем, как часто вы будете что-то публиковать. Желательно не создавать ситуации «то густо, то пусто». Старайтесь размещать посты, статьи, видео и другие материалы равномерно.
Шаг 5. Создать и продвигать контент
Теперь осталось самое важное — создать сам контент. Про форматы мы уже поговорили, поэтому примерное представление, о чём можно рассказать у вас уже есть. Помните, что контент ради контента не нужен никому: для вас это лишние траты, для пользователей «белый шум». Поэтому ориентиром при подготовке контента может быть такая простая мысль: «А стал бы я сам читать эту статью / смотреть видео / слушать подкаст, если бы был своей целевой аудиторией?»
Также стимулируйте пользователей принимать участие в создании контента для вас. Они могут делать красивые фото с вашим продуктом, снимать на него обзоры, добавлять его в свои подборки рекомендаций. Вам это только на руку. Ведь этот контент (конечно, с разрешения автора) вы можете использовать и у себя, при этом немного сэкономив на создании нового.
Но помимо того, что контент нужно создать, его нужно ещё и продвигать. Если просто опубликовать статью, видео, инфографику, не факт, что ее заметят в океане информации. Поэтому всячески привлекайте внимание к своим публикациям с помощью платных и бесплатных методов. Например, в соцсетях можно продвигать посты с помощью таргетированной рекламы. А статьи на сайте адаптировать под запросы пользователей так, чтобы они продвигались в поисковой выдаче с помощью SEO.
Спустя какое-то время нужно обязательно проанализировать результаты и посмотреть работает ли ваша контент-стратегия. Больше реакций и вовлечения? Больше естественных ссылок? Больше прямых заходов на сайт? Все идёт по плану. А если что-то пошло не так, вы всегда можете внести в свою стратегию изменения и опять проанализировать результаты в следующем периоде.
Вывод
Контент-маркетинг — это игра «вдолгую». Он раскручивается не за неделю и даже не за месяц. Но без контент-маркетинга вы не сможете добиться долгосрочного присутствия в интернете и не соберёте вокруг себя лояльную аудиторию. Поэтому вкладывайтесь в контент-маркетинг, действуйте системно, целенаправленно и планомерно. Выстраивайте доверительные отношения с аудиторией, и это обязательно окупится.