- #SEO
- #Таргетированная реклама
- #Контент-маркетинг
Целевая аудитория: зачем знать и где искать информацию о своих клиентах
10 задач, решить которые поможет знание целевой аудитории, и 9 шагов для ее анализаЗнание целевой аудитории как основа успешного бизнеса. Почему это так? Где брать портрет ЦА и всегда ли нужен аватар с именем, возрастом и увлечениями?
Целевая аудитория — это люди, которым интересны сегодня или могут быть интересны в будущем ваши товары или услуги. Не зная и не пытаясь понять, кому вы продаете, выплыть в 2021 году будет сложно, если вообще возможно. И если лет 15 назад понимание целевой аудитории на уровне «женщины от 20 до 60 лет» или «все, кому может понадобиться наш продукт» прокатывало, то сегодня — нет. Сегодня из-за такой позиции владельцев с треском провалился уже не один бизнес. Только четко зная свою целевую аудиторию, понимая ее проблемы (их маркетологи любят называть «болями») и ожидания, можно сделать предложение, от которого люди не смогут отказаться. Поговорим подробнее о том, почему же так важно знать своего клиента.
Пример: Две компании, «Альфа» и «Бета» выпускают одинаковый продукт. Например, шоколад. Цена на продукт на одном уровне, но:
Компания «Альфа» ориентируется «на всех, кто любит сладкое», особо не загоняется, продает 1000 плиток в месяц и как-то держится на плаву.
Кампания «Бета» изучила свою целевую аудиторию и разбила ее на сегменты:
- Дети и подростки.
- Люди, которые часто пьют кофе.
- Мужчины, которые хотят сделать маленький презент коллегам или близким.
- Люди, которые ценят новые вкусы.
- Туристы-экстремалы.
Для каждого сегмента компания разработала свое предложение:
- Дети: молочный шоколад с повышенным содержанием кальция. Не только вкус, но и польза для зубов, костей, ногтей.
- Кофеманы: шоколад, с которым вкус кофе открывается по-новому, или шоколад, которые делает вкус кофе еще ярче.
- Мужчины в поисках презента: шоколад в премиум-обертке, который не стыдно подарить даже человеку, у которого все есть.
- Ценители вкусов: 100 вкусов, от классического шоколада до шоколада с морской солью и красным перцем.
- Туристы-экстремалы: энергетическое питание, которое не портится, не занимает места и не требует термической обработки. 5 минут — и у вас вновь есть силы для подвигов.
Компания «Бета» продает 4000 плиток в месяц и активно развивается.
Так работает знание целевой аудитории, и именно с этого знания начинается серьезный бизнес.
10 задач, которые решает знание целевой аудитории
Конечная цель изучения целевой аудитории — продажи. Но эту цель можно разбить, как минимум, на 10 важных для развития бизнеса задач, которые решает понимание потребностей людей, которым вы продаете:
- Снижение затрат на рекламу. Настраивая рекламную кампанию на целевую аудиторию, а не на «всех любителей сладкого», можно существенно повысить отдачу и сократить рекламные бюджеты. Целевая аудитория потенциально более восприимчива к информации (в том числе рекламной) о продукте, все остальные — нет. Нет смысла показывать рекламу шоколада диабетику, а косметических масок шахтерам: у них совершенно другие запросы и приоритеты.
- Снижение затрат на продвижение в интернете и в оффлайне. Рассчитывая на внимание ТОЛЬКО целевой аудитории, бизнес может действовать более точечно, экономя ресурсы. Не будем пытаться продавать стоматологические кресла домохозяйкам — предложим их стоматологическим клиникам; это разумно и рационально.
- Отказ от нежизнеспособных гипотез. Если открыть бутик или ювелирный магазин в рабочем поселке или отдаленной деревне — бизнес, скорее всего, прогорит. Хотя если рассуждать только с точки зрения конкурентной среды, то все должно быть «в шоколаде», ведь в деревне Гадюкино до сих пор нет ни одного бутика. Знание целевой аудитории поможет понять, что даже самый крутой бутик гадюкинцам без надобности. И направить ресурсы на поиски другой, более уместной и перспективной, локации.
- Повышение эффективности оффера. Вспомните пример с шоколадом: чем лучше вы понимаете запросы целевой аудитории, тем точнее ваш оффер попадет в ее сердце и кошелек.
- Расширение рынка сбыта. Вновь обратимся к примеру с шоколадом: понимание возможных запросов позволило компании «Бета» успешно продавать шоколад (в привычном понимании, женский десерт) брутальным любителям горных лыж и экстремального туризма.
- Правильный выбор тональности обращения к клиенту. Tone of voice это важно. Например, продавая дорогие деловые костюмы топ-менеджерам, нелогично обращаться к ним на «ты» — так же, как и «выкать» тинейджерам. Кстати, обращение на «вы» не любят многие работники digital-среды. А тинейджеров помимо чопорного «вы» могут оскорблять (или, по меньшей мере, расстраивать) еще и точки в конце одиночных предложений.
- Создание актуального контента. Зная целевую аудиторию, можно раскрывать на сайте/в блоге/в соцсетях те темы, которые точно ей интересны и вызовут отклик. А это вовлеченность и лояльность пользователей.
- Расширение товарной линейки. Зная потребности целевой аудитории, креативно мыслящий бизнесмен может разработать и предложить рынку принципиально новый продукт. Например, на стыке двух имеющихся. Пример последних лет — мороженое с палочкой из жевательной резинки, которое удовлетворяет сразу два детских желания.
- Определение каналов продаж. Изучая целевую аудиторию, вы точно узнаете места ее «обитания». Возможно, это соцсети, значит, логично продавать через них. Может быть, это специализированные форумы, значит, поскорее идите туда.
- Выстраивание логичной воронки продаж. Для воронки продаж важно ответить на 5 вопросов, один из которых — кто те люди, которые покупают мой продукт? Без этого работающей воронки просто не получится, а продаж не будет вообще или будет крайне мало.
Наша справка: 5 основополагающих вопросов для создания воронки продаж любого продукта вашей аудитории по методу Марка Шеррингтона.
- WHAT? Описываем свой товар или услугу, указываем его функции, свойства, характеристики.
- WHO? Описываем потребителя продукта и все, что о нем знаем: пол и возраст, география, уровень дохода, образование и социальный статус.
- WHY? Описываем мотивацию клиентов: зачем они покупают товар или услугу? Например, экстремальный турист покупает шоколад, чтобы быстро утолить голод и пополнить запас энергии, не останавливаясь надолго и не разводя костер.
- WHEN? Описываем ситуации совершения покупки: стиральную машинку покупают при переезде, когда сломалась старая, при отселении взрослых детей. Кимоно для занятий айкидо ребенку — когда он только начинает заниматься в спортивной секции, перед первым экзаменом или когда он вырос из старого. Шоколад экстремальный турист покупает, собираясь отправиться в поход.
- WHERE? Указываем каналы продаж. Фиксируем, где фактически происходит конвертация в покупателя: на сайте, в соцсетях, на посадочной странице-лендинге, в рассылке.
Где искать и как изучать целевую аудиторию
Вопрос вопросов: а как можно узнать, кто она — ваша целевая аудитория? Вот наиболее рациональные шаги, которые можно для этого сделать:
1. Поговорить с менеджерами по продажам. Попросить каждого вспомнить 3 последних клиентов и рассказать о них все, что известно: пол, возраст, профессию, запрос, с которым человек пришел, вопросы, которые он задавал; что помогло ему принять решение о покупке или что помешало стать покупателем.
2. Изучить группы (свою и конкурентов) в социальных сетях. Сегодня есть множество сервисов, которые покажут и возраст, и пол, и географию, и долгосрочные интересы, и профессии аудитории, а иногда даже высшие учебные заведения, которые заканчивали участники групп в соцсетях. Изучайте наиболее значимых и крупных конкурентов — так массив информации будет больше, а точность ее — выше.
3. Почитать группы конкурентов. Помимо того что умеют парсеры, придется и потратить собственное время, и приложить собственную голову. Почитать, что говорят о продукции, о чем спрашивают, чем недовольны, что нравится подписчикам в продуктах конкурентов, и использовать эти знания для разработки убойного оффера.
4. Проанализировать данные Яндекс.Метрики или Google Analytics на вашем сайте. Эти несложные бесплатные сервисы расскажут вам об аудитории очень многое и даже покажут пути, которыми она к вам пришла. Вы сможете сделать вывод и об уровне лояльности аудитории по количеству прямых заходов по сохраненной ссылке, и о качестве трафика и контента по количеству отказов, что тоже крайне важно для любого бизнеса.
5. Посмотреть отзовики. Здесь знания о целевой аудитории можно получить, только вручную просматривая каждый профиль; тем не менее отзовики очень полезны бизнесу, так как показывают, какие плюсы и минусы товара целевая аудитория отмечает.
6. Проинтервьюировать имеющихся клиентов. Звучит страшновато, но на деле это выглядит примерно так: после покупки человеку звонит менеджер и вежливо задает несколько вопросов о том, насколько человек доволен покупкой, для чего/для кого он покупал товар и что его побудило сделать это. Возможно также рассылать письма с небольшим опросником-анкетой; даже 10% заполнивших такой опросник дадут вам понимание той целевой аудитории, которая уже есть.
7. Изучить данные CRM. Это система, которая фиксирует данные о каждом клиенте и о каждом касании с ним. Изучая веб-аналитику, можно получить много информации для размышления. А если вдруг CRM у вас еще не подключена — самое время задуматься об этом. Бизнес без аналитики — деньги на ветер.
8. Посмотреть сервис Mail.ru «Половозрастная статистика по поисковым запросам». Вы наверняка знаете, по каким запросам ищут ваши продукты, а теперь можете узнать и то, какого пола и возраста люди вбивают в поисковике тот или иной запрос. Очень полезная информация для тех, кто хочет по-настоящему понимать своих клиентов!
9. Поискать кейсы по вашей теме. В интернете работает множество маркетологов, которые для подтверждения своей квалификации публикуют самые разные кейсы. Возможно, найдется информация и по изучению аудитории если не вашего, то подобного вашему продукта.
Нужен ли аватар
Аватар — это предельная персонализация целевой аудитории. Выглядеть он может, например, так: Мария, 33 года, замужем, 2 детей-дошкольников, собственного дохода нет, доход супруга около 100 т.₽ в месяц, борется с лишним весом, но не имеет времени посещать фитнес-клуб. Слушает «Love радио», смотрит ТНТ, читает женские глянцевые журналы, вяжет крючком, интересуется рецептами блюд в интернете.
Всегда ли нужно такое детальное описание, действительно ли оно помогает продавать? По нашему мнению, часть информации (а на ее добычу и анализ потрачены время и силы) не несет смысловой нагрузки. При описании аватара важно лишь то, что определяет его потребительское поведение. В нашем случае это:
- уровень дохода (100 т.₽ на четверых — ювелирку и СПА можно не предлагать);
- социальный статус (мать двоих детей — хорошо отреагирует на развивающие программы и игрушки);
- замужем (не экономит на продуктах, зато может экономить на косметике и украшениях).
Наш совет — отделяйте зерна от плевел; не так важно, какое радио слушает ваш покупатель, если вы не планируете использовать в маркетинговой стратегии аудиорекламу. Главное — понять его финансовые возможности и запросы.
Делаем выводы
Анализ целевой аудитории нужен любому бизнесу, от микрокомпаний до крупных корпораций. Знание целевой аудитории помогает выявить ее модель потребительского поведения и создать воронку продаж, которая этой модели максимально соответствует.
Но — вот тут внимание — ситуация на рынке и продуктовая линейка с течением времени меняются, уровень доходов целевой аудитории тоже может меняться. Поэтому важно время от времени, например, раз в 2-3 года, обновлять свои сведения о целевой аудитории, чтобы не пропустить значимые изменения в запросах, потребностях и финансовых возможностях. Провести анализ целевой аудитории однажды и использовать его данные 25 лет, к сожалению, не получится. Зато точное знание и глубокое понимание своей целевой аудитории — верный спутник хороших продаж. Что, собственно, и есть цель каждого бизнеса.