Этапы SEO-продвижения сайта: подробная инструкция
Разбираем основные этапы в SEO-продвижении сайта. С чего начать и что делать после того, как основная часть оптимизации завершена.
-
10+
стаж работы в
интернет маркетинге -
103
написано тематических
статей
В SEO-продвижении сайта можно выделить несколько этапов. Давайте подробно разберём каждый из них и посмотрим, что делать дальше, после того, как основная часть оптимизации заканчивается.
1. Аудит сайта
Перед тем, как приступать к оптимизации ресурса под требования поисковиков, важно посмотреть, с чем вообще придётся работать. Для этого нужно провести аудит ресурса. Ниже мы обсудим важные аспекты сайта, которые обязательно нужно проанализировать.
Техническая составляющая
Сюда относятся все технические моменты, которые могут мешать сайту продвигаться в выдаче. Например:
- Скорость загрузки. Это один из критически важных факторов. Для успешного продвижения большинство страниц должны загружаться не дольше 3 секунд. Также важно, чтобы отдельным функционалом можно было пользоваться ещё до полной загрузки всего контента. Проверить скорость можно с помощью инструмента PageSpeed Insights от Google.
- Наличие мобильной версии. Трафик с мобильных уже давно превышает десктопный, поэтому без адаптированной под разные устройства версии никуда.
- Отсутствие битых ссылок. 1-2 ссылки, при переходе по которым человек видит ошибку, это ещё допустимо. Но когда таких ссылок слишком много, и пользователям, и поисковикам сайт перестаёт нравиться. Проверить ресурс на наличие битых ссылок можно с помощью сервиса Check My Links.
- Безопасность. На сайте точно не должно быть никаких вирусов. А ещё желательно, чтобы у него был подключён безопасный протокол соединения https. Иначе перед тем, как попасть на любую страницу, пользователь будет видеть предупреждение, что ресурс небезопасный. В итоге вы просто потеряете часть трафика.
- Отсутствие дублей страниц. Если их много, это может мешать нормальной индексации сайта. Всё потому, что у поисковика есть определённый краулинговый бюджет, который выделен на каждый ресурс. И если он весь уйдёт на то, чтобы просканировать дубли страниц, то действительно важный контент останется неохваченным.
Коммерческие факторы ранжирования
Это элементы, которые очень важны для того, чтобы коммерческий ресурс мог попасть в топ выдачи. Например, это:
- Наличие цен. На большинстве сайтов из топа выдачи цены есть. Поэтому даже если товар сложный, вполне можно указать начальный порог.
- Номер телефона в шапке сайта. Чтобы с компанией легко можно было связаться, телефон всегда должен находиться на самом видном месте — в шапке сайта. И, конечно, он должен быть кликабельным, чтобы по одному клику люди могли позвонить в организацию с мобильного.
- Ассортимент. Поисковики отдают предпочтение интернет-магазинам с более широким ассортиментом. Поэтому для успешного поискового продвижения есть смысл постоянно работать над его расширением.
- Удобные фильтры. В товарном каталоге должна быть возможность быстро найти нужные позиции. Поэтому если фильтров нет, обязательно стоит их добавить.
- Отзывы. Комментарии и отзывы реальных людей помогают покупателям проще определиться с выбором. Поэтому поисковая система тоже их любит и отдаёт предпочтение ресурсам, где они есть.
Про факторы ранжирования, в том числе коммерческие, у нас есть отдельная большая статья. Там перечислены основные факторы, по которым вы можете пройтись, и как по чек-листу проверить свой сайт.
Если ваш ресурс не коммерческий, а информационный (например, блог), то этот этап можно просто пропустить.
Юзабилити
Это удобство использования сайта. Если среднестатистический пользователь легко может найти на ресурсе нужную ему информацию, товар или функцию — значит юзабилити на высоком уровне.
При этом не стоит ориентироваться только на себя. Вы долго работали над сайтом и видели его очень много раз. Поэтому, если вам легко пользоваться функционалом ресурса, это совсем не значит, что и другие люди не будут испытывать сложностей.
К тестированию юзабилити стоит привлечь пользователей из вашей целевой аудитории. Если большинство из них смогли выполнить поставленную вами задачу — это хороший показатель. И чем меньше они потратили на это времени, тем лучше.
2. Анализ конкурентов
Следующий шаг в продвижении сайта — анализ конкурентов. Для этого зайдём в поисковик, введём в него наш основной запрос (например, “заказать окна челябинск” или “цветы с доставкой”) и проанализируем как минимум первую страницу выдачи. Ведь все сайты, которые там находятся, попали туда не просто так.
Можно обратить внимание на:
- Проработку товарных карточек;
- Способы связаться с компанией;
- Дизайн;
- Структуру;
- Качество и объём контента;
- Формулировки призывов к действию на кнопках и т.д.
Но не нужно вслепую копировать креативные решения и наработки конкурентов. Старайтесь перерабатывать чужой опыт и на его основе придумывать что-то своё.
Ещё один совет: если вы работаете не на Москву или Петербург, проанализируйте позиции из топа выдачи ещё и в этих городах. Обычно ресурсы там более качественные, а значит у них можно почерпнуть какие-то новые для вашего региона идеи и выделиться среди местных конкурентов.
3. Сбор семантического ядра
Один из самых важных этапов в SEO-продвижении сайта — сбор семантики. Семантика — это все запросы пользователей, по которым может продвигаться сайт.
В целом процесс формирования семантического ядра выглядит так:
- Сбор базовых слов из своей головы и с сайта. Выписываем в список все фразы, по которым компанию могут искать в интернете.
- Сбор синонимов, аббревиатур, разных словоформ и сленга. Думаем, как ещё люди могут искать нас. Например, SEO-студию могут искать по запросам со словами: “раскрутка”, “продвижение”, “SEO-оптимизация” и т.д.
- Сбор дополнительных слов с сайтов конкурентов. Идём на другие сайты и выписываем фразы, которые мы могли забыть учесть.
- Расширение ядра с помощью поисковых подсказок. Это фразы-помощники, которые всплывают в поисковике, когда вы вводите какой-то запрос. Собрать их можно с помощью инструмента Арсенкин.
- Парсинг фраз из Вордстат. Вордстат — это инструмент от Яндекса, где собраны все поисковые запросы пользователей за последний месяц. Но вручную прогонять через него каждый запрос долго. Поэтому проще загрузить всю нашу собранную семантику в специальную программу для парсинга (например, KeyCollector). Она соберёт все фразы из Вордстата, которые он выдаёт по каждому отдельному запросу.
- Очистка семантического ядра. На последнем этапе семантику обязательно нужно очистить от всех запросов, которые нам не подходят. Например, от тех, что включают названия конкурентов, содержат товары/услуги, которых у нас нет, или города, где мы не работаем.
Более подробную инструкцию по сбору семантики можно найти вот здесь.
4. Разработка структуры
Даже если сайт не новый, и у него уже давно выстроена структура, под нужды SEO её, скорее всего, нужно будет переработать. К этому этапу вы уже проанализировали конкурентов и собрали семантику. На основе этой информации можно начинать выстраивать новую структуру.
В целом даже если на сайте много товаров или функций, структура должна выглядеть логичной и понятной. Конечно, на таких сложных ресурсах часто добавляют строку поиска, чтобы пользователи могли быстро найти всё, что им нужно. Но некоторые люди любят искать нужную вещь через каталоги и фильтры, а нам нужно удовлетворить ожидания обеих групп пользователей. Поэтому избежать проработки структуры всё равно не удастся.
Также помните, что не стоит создавать отдельные разделы каталога под каждую самую маленькую категорию товаров. Ориентироваться можно на количество запросов: если их не так много по сравнению с другими категориями, то логичнее обойтись фильтрами.
5. Создание оптимизированного контента
Теперь настало время следующего шага в продвижении сайта — создания оптимизированного контента. Это статьи в блог, страницы услуг и карточки товаров в интернет-магазине.
Статьи
Раздел блога может быть и на коммерческом, и на информационном ресурсе. Информационные запросы по вашей тематике, которые вы собрали в семантическом ядре, могут стать темами статей. Ведь раз ваши потенциальные клиенты ищут ответы на эти вопросы, значит вы вполне можете стать ресурсом, где они эти ответы получат. Информационные запросы часто начинаются со слов “как”, “почему”, “зачем”, “чем отличается” и т.д.
Перед написанием каждой статьи очень важно предварительно оценить конкурентов. Ведь выйти в топ выдачи можно только если сделать материал, который будет лучше, чем у других компаний. Так же определяется объём будущей статьи. Если у всех конкурентов с первой страницы выдачи по теме написано минимум 10 тысяч символов, то и вам нужно опубликовать не меньше.
Также в статье обязательно использовать ключевые слова. Но если 10 лет назад это делалось максимально топорно, то сейчас ключи можно и нужно видоизменять так, чтобы они адекватно вписывались в текст. Ещё важно учитывать LSI-слова. Это слова, которые вне контекста могут относиться к любой теме, но если использовать их в конкретной статье, то они ещё больше раскрывают её содержание. Например, “самостоятельно”, “бесплатно”, “способ” и т.д.
Плюс, в статьи можно добавлять видео. По нашим наблюдениям это тоже увеличивает шансы на попадание страницы в топ.
Карточки товаров
Во время оптимизации карточек опять же можно ориентироваться на конкурентов. Посмотрите, какие характеристики товаров они выносят в карточку, какого размера описание делают, сколько фотографий публикуют, есть ли видео и т.д.
Также ещё раз пройдитесь по чек-листу коммерческих факторов и исправьте все недостатки.
Страницы услуг
Ключевых слов здесь используется не так много, как в информационных статьях. Все потому, что в первую очередь важна конверсионность страницы: то есть как можно большая доля пользователей в итоге должна становиться клиентами. Поэтому важно использовать короткие и конкретные формулировки, списки, схемы, видео и т.д. В общем, делать всё, чтобы информация цепляла и воспринималась как можно проще. Важную роль также играет заголовок: он должен быть таким, чтобы с первого взгляда было понятно, какую конкретно услугу вы предлагаете и чем она может быть полезна аудитории.
Опять же смотрим на конкурентов и адаптируем их решения под свой ресурс.
6. Внешняя оптимизация
До этого момента мы занимались внутренней оптимизацией. Теперь начинается этап SEO-продвижения сайта с помощью внешних ресурсов. Для этого используется размещение ссылок на ваш ресурс на других сайтах. Опять же перед тем, как определять стратегию, стоит проанализировать ссылочный профиль конкурентов, чтобы понять, где и как продвигаются они.
Вот какими способами можно работать с внешними ссылками:
- Гостевой постинг. Это когда качественный контент со ссылками на свой сайт мы публикуем на чужих ресурсах. Важно, чтобы эти ресурсы-доноры были подходящими по тематике, посещаемыми, с активной аудиторией, без санкций, вирусов и т.д. Тогда они будут передавать свою авторитетность и вам. Плюс, с таких ссылок реально может приходить заинтересованная аудитория, а это повысит трафик на сайт. Гостевой постинг может быть как платным, так и бесплатным.
- Крауд-маркетинг. Это публикация комментариев и отзывов с указанием ссылки на одну из страниц вашего ресурса. Выглядеть они должны не как спам, а как искренняя рекомендация человека, который с вашей помощью решил свою проблему. Такие ссылки можно публиковать в соцсетях, на сайтах-отзовиках, на форумах и на любых других ресурсах, где можно оставить комментарий.
- PBN-сети. Это создание сети отдельных сайтов, которые сделаны только для того, чтобы ссылаться на ваш ресурс. На сайтах-донорах публикуется какой-то контент, но его, скорее всего, никто не будет читать. Главное здесь — ссылки. При использовании этого метода важно, чтобы поисковые системы не поняли, что сайты как-то связаны между собой с главным. Плюс, стоит знать, что это всё-таки серый метод SEO-продвижения.
- Дроп-домены. Это домены, права на которые владельцы по каким-то причинам не продлили. Такой домен с хорошей ссылочной историей можно купить и сделать с него редирект на свой сайт. Тогда ваш ресурс получит весь трафик, который будет переходить по давно размещённым внешним ссылкам, плюс, авторитетность и доверие поисковиков. Главное, чтобы сайт, который раньше находился по этому адресу, подходил вам по тематике. Иначе люди будут быстро закрывать страницу, а это негативно повлияет на поведенческие факторы.
А что потом?
После того как основные этапы продвижения сайта закончены, работа с SEO продолжается. Во-первых, регулярно нужно публиковать новый контент, чтобы охватывать всё больше пользовательских запросов. А во-вторых, поисковая оптимизация — это постоянный мониторинг результатов, их анализ и внесение корректировок. Поэтому спустя некоторое время оцениваем:
- Увеличивается ли посещаемость;
- Как люди ведут себя на сайте;
- Много ли они проводят там времени;
- Оставляют ли заявки/покупают и т.д.
Если мы находим слабые места, то исправляем их, опять оцениваем реакцию пользователей и так по кругу. По сути SEO — это бесконечный процесс улучшения сайта под нужды аудитории.