PageRank: устаревшая метрика или то, чему поисковики всё ещё доверяют?

PageRank: устаревшая метрика или то, чему поисковики всё ещё доверяют?

Нужно ли обращать внимание на PageRank, что он показывает и как его посчитать.

Асеев Василий автор статьи Руководитель компании / Интернет маркетолог
  • 10+ стаж работы в
    интернет маркетинге
  • 103 написано тематических
    статей
социальные
сети:
Содержание

Если говорить простыми словами, PageRank — это показатель, который определяет важность страницы. До недавнего времени считалось, что оценивает эту метрику только Google, но после слива файла с факторами ранжирования Яндекса стало понятно, что и этот поисковик следит за показателем. 

Давайте разбираться, в чём суть PageRank (PR), как его считают и можно ли на него повлиять.

Что такое PageRank?

Это алгоритм, который даёт оценку количеству и качеству ссылок, ведущих на страницы сайта и является одним из факторов ранжирования ресурсов в поисковой выдаче. Количество ссылок указывает на то, насколько часто на эту информацию ссылаются в интернете. А если это делает много пользователей, значит страница, скорее всего, качественная и предлагает полезный контент. Значит её можно считать авторитетной и поднимать выше в выдаче.

PageRank изобрели в компании Google в 1998 году. С тех пор было много заявлений о том, что алгоритм уже устарел и перестал использоваться. Но всё это не совсем правда. Сами представители Google в своих постах и выступлениях на конференциях периодически говорят о том, что хотя за 25 лет появилось много новых факторов ранжирования, PageRank до сих пор применяется в поиске.

91516e90-2252-47ec-9292-2d14da5de549.jpg

А ориентируется ли Яндекс на PageRank также, как Google? Недавно в открытом доступе оказался исходный код нескольких сервисов Яндекса. В том числе там были данные про тысячи факторов ранжирования, которые использует поисковик. Среди них был и PageRank, и по информации из слитого файла показатель находится на 17 месте по значимости. 

До этого считалось, что у Яндекса есть своя подобная метрика — ТИЦ (тематический индекс цитирования). Его смысл также был в учёте ссылочного профиля, но этот показатель перестал действовать в 2018 году. На его место пришёл индекс качества сайта (ИКС), но это всё-таки не полноценная замена ТИЦ, так как ИКС учитывает гораздо больше факторов, а не просто качество и количество ссылок. Плюс, ИКС особо не влияет на ранжирование, поэтому понятно, почему Яндекс всё же учитывает PageRank.

Кстати “page” в названии происходит не от слова “страница”, а намекает на фамилию специалиста, который изобрёл алгоритм расчёта показателя — Ларри Пейджа. 

Как работает метрика?

Показатель учитывает три основных момента:

  1. Число входящих на страницу ссылок и их авторитетность;
  2. Число исходящих линков;
  3. PageRank каждой страницы-донора.

Вместе всё это определяет качество ссылочной массы. И именно одной страницы, а не всего сайта. Сам показатель PageRank может находиться в пределах от 0 до 10. 0 — минимальное значение, 10 — максимальное.

PageRank страниц своего сайта сейчас можно рассчитать только примерно. Узнать его точное значение не получится ни вручную, ни с помощью SEO-инструментов, хотя некоторые предлагают оценку этого показателя.

Раньше Google открыто показывал веб-мастерам и SEO-специалистам PR любых ресурсов. Но это привело к серьёзным манипуляциям выдачей. Владельцы сайтов старались получить как можно больше линков с ресурсов с высокими оценками, поэтому готовы были тратить большие деньги на их покупку. В итоге всё это привело к тому, что Google просто перестал давать свободный доступ к информации о PageRank.

Изначально алгоритм расчёта PageRank выглядел так:

PageRank страницы A = (1-d) + d (PR(T1)/C(T1) +...+ PR (Tn/C(Tn))

, где:

  • T1…Tn — страницы, которые ссылаются на А;
  • С — количество ссылок на страницах T1…Tn;
  • d — коэффициент затухания. Он обозначает вероятность того, что пользователь будет переходить по ссылкам на всех страницах, которые посетит. То есть если он перешёл по первой ссылке, то какова вероятность, что на следующей странице он перейдёт ещё по одной? Логично, что с каждым следующим кликом вероятность перехода уменьшается. Обычно в качестве значения этого коэффициента указывают 0,85.
Для примера давайте посчитаем PR для нескольких страниц. Например, у нас есть страница А с PR 8. Она ссылается на три другие страницы B, C и D. Тогда каждая из них получит такую оценку:
PR (B, C, D) = 8 / 3 * 0,15 = 0,4
То есть мы берём во внимание количество страниц, на которые ссылается А (3) и коэффициент, который отнимаем от единицы (1-0,85=0,15). В итоге чем больше линков находится на странице, тем меньший вес передаётся каждому из них. Конечно, это упрощённая схема и в реальности всё сложнее, но для общего понимания, она вполне подходит.

Схема распределения PageRank, где одна страница ссылается на три других

Если вы внимательно всё прочитали, то увидели, что для того, чтобы посчитать PR страницы А, нужно знать PR остальных страниц, которые на неё ссылаются. Следовательно, точно посчитать PageRank практически нереально. Плюс, сейчас формула уже несколько раз поменялась, и никто точно не знает, какие ещё факторы учитываются для расчёта показателя.

Как рассчитать PageRank с помощью дополнительных инструментов

Посчитать именно PR у вас не получится. Но у разных SEO-инструментов есть свои метрики, которые могут давать нам понимание о примерном уровне показателя. Например, в ScreamingFrogSeoSpider есть показатель LinkScore. Найти его можно на вкладке CrawlAnalysis.

Где найти показатель Link Score в инструменте Screaming Frog Seo Spider

LinkScore измеряется по 100-балльной шкале и показывает ценность страницы, но только на основании внутренних ссылок. Если показатель просел, нужно проанализировать, что не так с внутренней перелинковкой. Как её улучшить — расскажем дальше.

Страницы сайта, отфильтрованные по LinkScore в инструменте Screaming Frog Seo Spider

Чтобы проанализировать ещё и внешние ссылки, можно использовать сервис Ahrefs. Там есть показатель URL Rating. Он тоже измеряется по шкале от 1 до 100 и показывает, насколько хороший ссылочный профиль у страницы на данный момент. Это не полная замена PR, но тоже полезный показатель.

Но хорошая новость в том, что для изменения PR, нам не нужно знать его точное значение. Достаточно понимать, за счёт каких моментов он может повышаться и понижаться. Так мы сможем оказывать на него влияние, и тем самым повышать позиции своих страниц в выдаче.


Как увеличить PageRank?

Чтобы увеличить PR, нужно отдельно работать с внутренними и внешними ссылками.

Внутренняя перелинковка

Внутренние линки можно добавлять на сайт не только стандартным способом, размещая их под анкором в каком-нибудь тексте. Можно использовать и другие элементы. Например:

  • Хлебные крошки. Это ссылки, которые показывают путь клиента до конкретной страницы. С их помощью человек может быстро вернуться на несколько шагов, а не постоянно жать на кнопку “назад” в браузере.
  • Меню. Как минимум, с каждой страницы сайта у вас должен быть доступен переход на главную по клику на логотип в шапке ресурса. Также логично, когда основное меню доступно человеку из любого раздела.
  • Блоки рекомендаций. Если у вас интернет-магазин, порекомендуйте человеку посмотреть другие похожие товары. Или продукты, которые дополнят то, что он уже положил в корзину. Если на сайте есть раздел блога, можно рекомендовать пользователям почитать и другие его статьи. Важно, чтобы рекомендации были индивидуальными и действительно подходили ситуации. Потому что дублирование одних и тех же текстовых блоков на странице негативно влияет на её ранжирование.

А вот несколько полезных советов:

  • Если на страницу ссылается главная, это придаёт ей больший вес, чем от каких-то других доноров.
  • Чем больше внутренних ссылок приходится на одну страницу, тем больше её вес. Поэтому если у вас есть цель выше продвинуть в выдаче конкретную страницу, можно добавить на неё побольше внутренних ссылок.
  • Никак специально не выделяйте линки. За такие приёмы и излишнюю навязчивость поисковая система может наложить на ресурс санкции.

А вообще про внутреннюю перелинковку у нас есть подробная статья. Её можно почитать по ссылке.

Схематичное изображение ссылок между страницами

Обратные ссылки

Для размещения бэклинков лучше выбирать качественные ресурсы. Они должны быть:

  • Посещаемыми. Чем больше людей каждый день приходят на сайт и чем активнее они им пользуются, тем лучше. Эти же люди потом могут перейти на ваш ресурс и даже стать клиентами компании. Ведь задача ссылочного продвижения — это не только рост позиций в выдаче, но и увеличение посещаемости.
  • Подходящими по тематике. Поисковик с подозрением относится к ситуациям, когда на ресурс про уход за домашними животными ссылается интернет-магазин спортивных товаров. Поэтому старайтесь, чтобы доноры были близки вам по теме.
  • Достаточно взрослыми. Поисковые системы не очень любят сайты, которым меньше года. Поэтому лучше получать бэклинки с более возрастных ресурсов.
  • С нормальным соотношением входящих и исходящих ссылок. Ваши доноры не должны создаваться только с целью того, чтобы продавать размещения другим сайтам. Поэтому входящих ссылок на ресурс должно быть больше, чем исходящих. Это дополнительно говорит поисковым системам о качестве площадки. Плюс, если исходящих линков будет слишком много, каждая страница в итоге получит меньший вес.
  • Без санкций и вирусов. Плохая репутация легко может передаться и вам.
  • Без потенциальных нарушений. Если вы видите, что сайт использует накрутку поведенческих факторов, переоптимизацию текстов и другие запрещённые приёмы, лучше не размещаться на нём, даже если пока на него не наложили санкции.
  • Из подходящего региона. Лучше выбирать площадки, которые находятся там же, где и вы. Поисковые системы обращают на это внимание, и такие размещения считаются более естественными. Плюс, так люди, которые будут переходить на ваш сайт, гипотетически смогут воспользоваться вашими услугами, потому что будут находиться в том же регионе или городе. А вот если на вас будет ссылаться сайт из Екатеринбурга, когда вы сами находитесь во Владивостоке, это будет не очень эффективно.

Если у вас много плохих бэклинков, которые не соответствуют всем этим критериям, это будет плохо влиять на позиции. Такие “токсичные” ссылки даже могут снизить эффект от размещения качественных.

А теперь несколько общих советов:

  • Не используйте слишком много коммерческих анкоров. Например, это фразы вроде “заказать пластиковые окна” или “посмотреть прайс-лист”. По заветам Яндекса таких анкоров не должно быть больше 50%. Эта информация опять же есть у нас из слитого файла с факторами ранжирования.
  • Лучше, чтобы анкоры описывали информацию, которая ждёт пользователя после перехода. Это ценят и поисковые системы, и люди. Ведь когда пользователи понимают, чего ожидать, они более вероятно переходят по ссылкам. А это хорошо влияет на PageRank страницы в целом.
  • Бэклинки не должны быть закрыты от поисковых роботов. Если закрыть их от индексации в robots.txt или с помощью другого метода, они не смогут передавать свой вес. Также важно, чтобы ссылки не были помечены тегом nofollow. Если раньше, этот приём давал преимущество для других ссылок и делал их вес больше, то сейчас поисковые системы убрали эту возможность манипулирования алгоритмами. Поэтому следите за этими моментами.
  • Наличие битых ссылок вредит общему ссылочному профилю. Среди ваших линков не должно быть таких, которые при переходе по ним выдают ошибку.

    Схематичное изображение битых ссылок на сайте

  • Старые ссылки ценятся больше, чем новые. Поэтому быстро увеличить свои позиции за счёт большого количества новых линков не получится. Плюс, за быстрый рост ссылочной массы на вас могут ещё и наложить санкции.
  • Анкорных и безанкорных ссылок должно быть примерно одинаковое количество. Ведь когда люди органически ссылаются на какой-то ресурс, в большинстве случаев они всё-таки не используют анкоры. Поэтому следите за своим анкор-листом и не допускайте перекосов.

Также не отказывайтесь от размещения у себя ссылок, которые ведут на другие сайты. Особенно если это поможет более подробно раскрыть тему и сделать контент полезнее. Это не будет негативно влиять на ваше продвижение. При желании такие URL можно пометить тегом nofollow, если вы не хотите делиться с другими ресурсами своим весом.

Заключение

Многие говорят, что проверять PageRank страниц уже неактуально. Что этот показатель устарел и уже давно пора его забыть. Но официальная и не очень официальная информация от поисковых систем каждый раз доказывает, что его всё ещё используют при ранжировании сайтов. Но стремиться точно узнать значение PR для каждой страницы сайта бессмысленно. Гораздо важнее понимать общие принципы работы с внешними и внутренними ссылками и знать, какие действия могут навредить ссылочному профилю, а какие, наоборот, улучшить его.

Пожалуйста оцените статью, нам это важно
0 комментариев
* Все коментарии проходят модерацию, оставляя коментарий вы соглашаетесь с правилами нашего сайта. Коментарии публикуются в течении 1 часа