- #Управление репутацией
- #SEO
Блокировка социальных сетей в России: чего ждать дальше?
21 марта 2022 года Роскомнадзор признал Meta экстремистской организацией. Соответственно под запрет попали Facebook и Instagram (организации, запрещенные на территории РФ).
Рассказываем последние новости о блокировках соцсетей в России. Как это отразится на блогерах, маркетологах и обычных пользователях.
-
10+
стаж работы в
интернет маркетинге -
103
написано тематических
статей
-
Если на вашем сайте используются иконки данных соц сетей, то их следует убрать. Так как теперь в РФ запрещено использование и показ логотипов Meta, Facebook и Instagram.
-
Если вы пишите или рассказываете в видео на своем ресурсе что-то про данную организацию и соц сети, то теперь нужно делать пометку «запрещённые в России организации»
Мессенджера WhatsApp данное решение не коснулось. Но пользователи всё активнее бегут в Telegram. Что ж, ждем дальнейшего развития событий.
Сейчас, когда мы пишем эту статью, в России уже заблокированы Twitter, Facebook и Instagram, а YouTube приостановил монетизацию для российских авторов. Разбираемся, как вся эта ситуация отразилась на блогерах, маркетологах и обычных пользователях, и чего россиянам ждать дальше.
Блогеры
Для блогеров блокировка социальных сетей (особенно Instagram) и приостановка монетизации в YouTube — довольно серьёзная потеря. Ведь для многих эти соцсети были не просто работой, а большой частью жизни.
Уже сейчас авторы контента теряют:
-
Аудиторию, которую многие “покупали” с помощью таргета и рекламы у других блогеров;
-
Рекламные контракты, потому что бренды пока не спешат вкладываться в соцсеть, которую могут признать экстремистской;
-
Доход от размещения рекламы в видео на YouTube;
-
Донаты, потому что и YouTube отменил спонсорство, и Patreon закрылся для россиян;
-
Возможность продавать свои продукты, потому что в текущей обстановке аудитория может воспринимать продажи агрессивно и т.д.
Плюс, помимо блогеров, в том же Instagram есть представители малого бизнеса, для которых эта площадка была крупным (если не единственным) каналом продаж. Это те же торты на заказ, украшения, одежда, цветочный бизнес и т.д. Им сейчас тоже приходится в срочном порядке создавать аккаунты в других социальных сетях и успевать переманить туда хотя бы какую-то часть аудитории.
Маркетологи
Сложнее всего, конечно, приходится таргетологам и SMM-специалистам, деятельность которых была полностью завязана на Instagram. Таргетологи остались без работы, потому что рекламу в Facebook и Instagram сейчас просто физически нельзя размещать. Да, таргетированная реклама есть и во ВКонтакте, но там она устроена немного по-другому, и специалисту, который никогда не имел с ней дела, понадобится время, чтобы разобраться в том, как всё работает. SMMщики пока просто в растерянности и не понимают стоит ли вкладывать силы в Instagram или лучше предлагать клиентам сразу переходить в другие социальные сети.
В целом маркетинговые и рекламные агентства сейчас переживают не лучшие времена. Помимо блокировки соцсетей, возможность размещения рекламы сейчас приостановил Google.Ads, и у многих в аккаунтах просто зависли рекламные бюджеты. А это значит ещё и то, что конкуренция в Яндекс.Директе (которая и так была довольно высокой) вырастет ещё сильнее, и конечная стоимость привлечения клиента станет дороже. Плюс, общая ситуация с ростом цен буквально на всё, привела к тому, что многие клиенты агентств вообще приостановили свои рекламные проекты.
Чтобы выжить в текущих условиях, многим придётся осваивать новые площадки, предлагать бизнесу нестандартные стратегии продвижения и искать клиентов другими доступными способами.
Обычные пользователи
Обычные пользователи тоже пострадали от блокировок. Конечно, они не потеряли доход, как рекламные агентства или блогеры, но такой принудительный переход в другие соцсети нравится не многим. Конечно, есть и те, кто после заявлений Meta принципиально ушёл на другие площадки, чтобы выразить своё несогласие с их позицией.
Какие соцсети могут заменить заблокированные?
Вот какие площадки в перспективе смогут заменить запрещённые:
-
ВКонтакте. Площадка предлагает много возможностей для монетизации блога. Например, сбор донатов, размещение рекламы в своём сообществе и внутри видео, продажа мерча и т.д. На фоне последних новостей, VK даже предложили блогерам в течение месяца получать 100% от рекламного дохода. То есть не платить сервису никаких комиссий. Плюс, для малого бизнеса, который решит развиваться во ВКонтакте есть возможность прямо на площадке создать витрину товаров и даже организовать их доставку. А ещё, как мы уже говорили, ВКонтакте есть таргетированная реклама: в ленте, в сторис и в клипах.
-
Телеграм. Это основная площадка, на которую после объявлений о блокировке Instagram начало переходить большинство блогеров. Какой-то централизованной системы монетизации, которую предоставляла бы площадка, в Телеграме нет. Но на каналах свободно можно размещать рекламные посты или оставлять ссылки на сбор донатов.
-
Яндекс.Дзен. Там можно делать не только текстовые посты, разбавленные картинками, но и выкладывать видеоролики. Монетизация площадки сейчас в процессе изменений. Пока понятно только то, что авторам контента будут платить не за размещение рекламы, а за количество подписчиков и их взаимодействие с публикациями.
-
TikTok. Вопреки популярному мнению в TikTok сидят не только школьники. В прошлом 2021 году 44% российской аудитории составляли люди в возрасте от 25 до 44 лет. Да, формат контента там ограничен — в соцсети можно выкладывать только короткие видео до трёх минут. Но, например, если раньше вы часто использовали reels в Instagram, то и TikTok может быть вам полезен. Сейчас социальная сеть запретила пользователям из России выкладывать новые видео, но, скорее всего, это временная мера.