LP и сайты Маркетинг-микс (комплекс маркетинга): что это, из чего состоит и как использовать
  • #Крауд-маркетинг
  • #Веб-разработка
  • #E-mail маркетинг
  • #Контент-маркетинг
Асеев Василий автор статьи Руководитель компании / Интернет маркетолог

Маркетинг-микс (комплекс маркетинга): что это, из чего состоит и как использовать

Что такое маркетинг-микс и как он помогает выстраивать эффективную стратегию продвижения.

Асеев Василий автор статьи Руководитель компании / Интернет маркетолог
  • 10+ стаж работы в
    интернет маркетинге
  • 103 написано тематических
    статей
социальные
сети:
Содержание

Комплексный маркетинг-микс — то, что нужно каждому бизнесу, но о чем далеко не каждый бизнес имеет представление. Именно он позволяет компании добиться итоговых целей. И именно он влияет на успех всего бренда. Поэтому работать с инструментом — нужно любому бизнесу без исключения.

marketing-mix.jpg

Что такое маркетинг-микс?

Деятельность бизнеса направлена на достижение определенной цели. У одних это стабильный месячный доход в размере 1 млн рублей. У других — всемирная известность. Независимо от цели, добиться её можно только при комбинации высокого качества продукта и применения маркетинг-микса.

Понятие и значение в стратегии маркетинга

Маркетинг-микс — это, простыми словами, комплекс инструментов, действий, стратегий, которые используются для достижения целей бизнеса. В него могут входить:

  • Корректировка ценообразования;
  • Работа с ассортиментом товаров;
  • Внедрение флайн маркетинга;
  • Продвижение товара в интернете и т.д.

Такой комплекс может включать в себя различные инструменты, которые могут положительно повлиять на успех компании.

История возникновения и развития концепции

Первые идеи внедрения маркетинг микса появились в 1940-е годы. Тогда маркетологи рассматривали набор определенных торговых инструментов, с помощью которых можно было бы управлять спросом целевых клиентов. Двадцатью годами позже был официально введён термин «marketing mix». Тогда в стратегию было включено около 20-ти инструментов для улучшения спроса целевых клиентов. В 1960-е годы их количество сократилось до 4-х:

  • Product;
  • Price;
  • Place;
  • Promotion.

Сегодня эта модель называется 4P и считается базовой.

Зачем разрабатывают маркетинг-микс?

Задача маркетингового комплекса — это ускорение достижения целей. Чёткий план, стратегия позволяют компании быстрее прийти к желаемым результатам. В том числе это достигается за счет влияния на спрос целевой аудитории и улучшения общих маркетинговых показателей.

Роль в продвижении продукта

Разработка маркетинг микса — это подготовка комплексного маркетингового решения, через которое компания выбирает каналы и элементы для продвижения товара, продукта, услуги на рынке. Это позволяет:

  • Обеспечить целевое информирование аудитории;
  • Создать узнаваемость бренда;
  • Ускорить рост продаж.

Чтобы добиться этого, компания может включать в маркетинг-микс PR, контекстную рекламу, цифровые инструменты продвижения.

Влияние на потребительское поведение

Гибкое сочетание разных маркетинговых инструментов помогает компании сформировать важность и необходимость конкретного товара в глазах целевой аудитории. Другими словами, клиент видит продукт не просто как «интересный», а как «крайне необходимый именно для него». В результате вероятность того, что услуга или товар будут приобретены, существенно увеличивается.

Инструмент комплексного планирования

Маркетинг-микс — это структурированная и последовательная модель маркетинговой активности компании. Она чётко обозначает:

  • Какой продукт будет разработан?
  • На какую целевую аудиторию рассчитан конкретный продукт?
  • Какие меры послепродажного обслуживания может предложить компания клиентам?

Это лишь малая часть вопросов, которые могут быть рассмотрены в рамках маркетингового микса. Чёткие ответы на них — прямой путь к оптимизации расходов и ускорению результатов.

Базовая модель маркетинг-микса: 4P

Первой и базовой моделью маркетинг-микса является 4P. Она подразумевает работу над 4-мя элементами: Product, Price, Place, Promotion.

elementy-marketing-mix.jpg

  • Product — Продукт. Базовый продукт, услуга, товар, который бизнес предлагает целевым потребителям. Он должен выделяться среди конкурентных предложений и максимально решать проблему клиента.
  • Price — Цена, которую потребитель платит за продукт, услугу. При её формировании учитываются конкурентные условия, себестоимость, логистика и другие параметры.
  • Place — Место продажи (дистрибуция). Те каналы, что означают место продаж продукта и его передачи клиенту. Данный элемент включает выбор точек магазинов, разработку удобного сайта, организацию доставки и т.д.
  • Promotion — Продвижение. Стратегия, направленная на повышение узнаваемости компании, увеличение спроса и рост продаж. Сюда входят все актуальные методы продвижения продуктов и бренда.

Расширенные модели маркетинг-микса

  • Модель 4Р — базовый вариант комплекса. Она направлена на решение основных маркетинговых задач. Но помимо неё существует ещё как минимум несколько эффективных моделей, которые предоставляют эффективное и более точечное решение маркетинговых задач.
  • Модель 5P: добавление People. Помимо базовых элементов, модель 5P включает ещё и People. В прямом понимании, это работа с людьми: персонал, партнёры, потребители и т.д. Данный элемент может включать улучшение качества сервиса, изменение условий сотрудничества, обработку отзывов.
  • Модель 6P: подход в сфере услуг. Модель market mix 6P включает все элементы из 4P и 5P, а также Process. Это организация процесса коммуникации между клиентом и компанией. Основная задача данного элемента — создание максимально комфортных условий для потребителей. Это особенно актуально в сфере услуг.
  • Модель 7P: полный комплекс для сервиса. 7P — максимальная «комплектация» стратегии. Такая расширенная модель маркетинг микса состоит из всех перечисленных ранее элементов и Physical Evidence. В прямом понимании, это окружение — всё то, что окружает клиента в момент выбора товара или его покупки (интерьер, сайт, приложение).

Альтернативные модели маркетинг-микса

Гибкость и сложность современного рынка позволяют компаниям разрабатывать нестандартные решения для достижения целей. Среди наиболее устойчивых и популярных альтернатив традиционным моделям маркетинг-микса можно выделить несколько стратегий.

Модель 4C: взгляд со стороны потребителя

Стратегия 4С заставляет задуматься над тем, что такое продукт в глазах клиента. Она смещает фокус с товара или услуги на целевого потребителя. В данном случае основополагающими выступают 4 элемента: коммуникация, удобство, затраты и потребности.

Модель SIVA: ориентация на ценность

В маркетинг-комплексе SIVA упор делается на закрытие потребностей клиента. Стратегия строится на четырех элементах:

  • Решение;
  • Информация;
  • Ценность;
  • Доступ.

Такой набор элементов не значит, что в SIVA не входит продукт в принципе. Просто здесь фокус смещен с него на потребителя.

Сравнение моделей 4P, 4C и SIVA

4P, 4C и SIVA — три базовые модели, которые можно использовать практически в любой компании. Разница — в возможностях:

  • 4Р ориентирована на товар. Она актуальна на зрелых рынках со сформированным спросом. Пример: известный производитель чипсов выводит в продажу новый вкус. 
  • В 4С фокус смещается на потребителя. Это актуально в сферах, где требуется гибкость и адаптивность под потребительские запросы. Пример: стартап доставки еды. 
  • SIVA же нужна для продвижения крупных решений. Такая стратегия, как правило, используется в B2B нише. Пример: IT-компания продает облачное ПО для защиты персональных данных.

market-mix.jpg

Факторы, влияющие на выбор маркетинг-микса

Выбирать маркетинг-микс нужно персонально, основываясь на особенностях конкретной компании и её целях. В первую очередь важно учитывать несколько факторов:

  • Тип бизнеса и целевая аудитория. У B2B и B2C — разные приоритеты и ЦА. Пока для первых компаний будут актуальны экспертность и персональность продаж, для вторых окажутся полезны эмоциональность триггеров и массовая реклама. От типа бизнеса и его аудитории зависят инструменты и решения для достижения целей.
  • Особенности продукта и рынок. Рынок может быть зрелым, растущим, нишевым и не только. Его тип диктует интенсивность продвижения, скорость выхода новых продуктов, глубину ассортимента.
  • Конкуренция и позиционирование. Ясное и понятное позиционирование, обозначающее конкурентное преимущество компании, определяет тон её дальнейшего продвижения, а также ценовую стратегию.

Как разработать эффективный маркетинг-микс?

Создание и применение эффективного маркетинг-микса включает три основных этапа.

Анализ продукта и потребностей ЦА

Перед разработкой маркетинг-микса изучите ключевые свойства продукта, болевые точки целевой аудитории. Определите возможную мотивацию ЦА к покупке товара или заказу услуге.

Выбор и настройка элементов комплекса

На основе выводов анализа сформируйте элементы стратегии комплексного маркетинга. Их количество и тип будут зависеть от выбранной модели. Например, классический комплекс маркетинга выстраивается на дизайне продукта, его цене, каналах его продажи и коммуникации с потребителями.

Оценка и корректировка стратегии

Контролируйте ключевые метрики (конверсии, продажи и т.д.) и корректируйте стратегию при необходимости. Грамотная аналитика — ключ к успеху маркетинг-микса.

Использование маркетинг-микса для увеличения продаж

Внедрение маркетинг-микса помогает компании быстрее добиться результатов. Главное — правильно его разработать и ввести в бизнес. 

Примеры успешных кейсов

Успешным кейсом внедрения маркетинг-микса можно назвать пример компании Nike. Она работает по схеме 4Р и использует различные каналы привлечения потребителей: реклама в соцсетях, спонсорство на крупных мероприятиях, реклама по ТВ.

Ошибки при внедрении и как их избежать

Многие компании не получают нужного эффекта от маркетинг-микса из-за того что допускают ошибки. Среди наиболее распространенных можно выделить несколько:

  • Работа по шаблону. Проблема: решения принимаются по теоретическим данным. Совет: проводите опросы, АВ-тесты, фокус-группы.
  • Отсутствие метрик. Проблема: непонимание эффективности маркетинг-микса. Совет: контролируйте основные маркетинговые метрики.
  • Разрозненность. Проблема: элементы микса работают несогласованно (например, продукт не соответствует цене). Совет: проведите кросс-функциональную встречу с представителями всех отделов компании и сформируйте единый план действий.

Ещё одна распространенная ошибка — полное отсутствие гибкости. Все виды маркетинг-микса подразумевают возможность корректировки стратегии и элементов. И это нужно делать для того, чтобы максимально удовлетворить потребности потребителя и эффективно продвигать продукты компании.

Ключевые выводы

Маркетинг-микс — нужный бизнес-инструмент, который при правильном применении может стать для компании пошаговым руководством к действию, которое приведёт её из пункта «А» в пункт «Б». Поэтому изучению, разработке и внедрению такого комплекса стоит уделить достаточно времени.

Пожалуйста оцените статью, нам это важно
0 комментариев
* Все коментарии проходят модерацию, оставляя коментарий вы соглашаетесь с правилами нашего сайта. Коментарии публикуются в течении 1 часа
Экспертиза
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего взаимодействия с сайтом Узнать подробнее
Понятно