- #Управление репутацией
- #SEO
Метавселенная: правда ли за ней будущее рекламы и маркетинга
Метавселенная — тренд прошедшего 2021 года, но разговоры о ней не утихают и сейчас. Например, в прошлом году в соцсетях это слово упомянули 84 тысячи раз, а эксперты уже подсчитали, что к 2024 году объём рынка вырастет до 800 миллиардов долларов.Разбираемся, что такое метавселенная. Стоит ли уже сейчас запрыгивать в вагон этого стремительно несущегося поезда прогресса?
Давайте разбираться, что такое метавселенная на самом деле и чем она в перспективе может быть полезна бизнесу и отдельным пользователям интернета.
С чего всё началось?
Скорее всего, вы слышали что Марк Цукерберг переименовал свою компанию Facebook в Meta (организация, запрещенная на территории РФ). Это одна из первых крупных корпораций, которая открыто заявила о том, что начала вкладывать деньги в создание той самой метавселенной. И переименование компании это только первый шаг.
Сейчас Meta (организация, запрещенная на территории РФ) анонсировала начало работ над трёхмерным интернетом. В 2021 году они уже потратили на эти разработки больше 10 миллиардов долларов. В компании обещают, что это полностью изменит взаимодействие с контентом: пользователи будут не просто потреблять информацию, а находиться внутри неё. Но займёт процесс разработки не меньше десяти лет.
Что такое метавселенная простыми словами?
Метавселенная — это виртуальное пространство, в котором люди могут взаимодействовать друг с другом с помощью своих аватаров (да, прямо как в том самом фильме). Всё это происходит с использованием технологий виртуальной реальности. Например, VR-очков, шлемов, специальных перчаток, которые отвечают за функцию осязания и целых костюмов. Это следующий этап развития интернета и компьютерных технологий в целом.
Что отличает метавселенную от виртуальной реальности или просто современного интернета? Сейчас выделяют целых семь отличий:
-
Она постоянна. Её нельзя выключить, поставить на паузу или сбросить к началу.
-
Метавселенная (или по-английски metaverse) — это полностью самостоятельно работающая экономика. В ней есть аналог денег, а пользователи могут получать вознаграждение за свою работу. А ещё тратить заработанные деньги, инвестировать их, владеть имуществом и т.д.
-
В ней нет ограничения по количеству одновременных пользователей. Каждый человек может участвовать в каком-то событии или находиться в определённом месте, ощущая эффект присутствия.
-
Работает в реальном времени и может изменяться под влиянием самих пользователей. Да, какие-то запланированные события в ней происходить будут, но пользователи всё равно смогут проживать там свой собственный опыт и самостоятельно менять какие-то её участки.
-
Охватывает и физический, и цифровой мир. Плюс, объединяет закрытые и общедоступные сети.
-
Во вселенной могут беспрепятственно передаваться любые цифровые активы. То есть если вы покупаете какой-то предмет на одной платформе (например, машину в игре GTA), то можете без проблем использовать его на другой. А ещё свободно подарить его другу.
-
Как и реальный мир, метавселенная постепенно наполняется контентом и опытом пользователей. Всё это могут создавать как отдельные люди, так и объединённые по интересам группы или коммерческие организации.
Наглядно понять, что такое метавселенная можно с помощью научно-фантастических фильмов. Например, “Матрица”, “Первому игроку приготовиться”, “Бегущий по лезвию” и т.д.
Как попасть в метавселенную и что там делать?
У многих метавселенные ассоциируются только с игровой индустрией и развлечениями, и сегодня это отчасти и правда так. Сейчас присоединиться к новой вселенной проще всего через игры. Например, Fortnite или Decentraland.
Но если всё будет происходить так, как предсказывают эксперты, то в цифровой реальности можно будет работать и зарабатывать деньги, создавать новые продукты, общаться с друзьями и буквально жить внутри виртуального мира.
Представьте: вы сможете встретиться со своими друзьями в одном помещении или вместе сходить на концерт или выставку, хотя физически находитесь в разных городах или даже на разных концах Земли. Или же вам нужно собраться с коллегами на совещание. Неважно, кто и где находится: можно будет встретиться в одной комнате, вместе провести мозговой штурм, видеть эмоции друг друга, физически потрогать прототип вашего нового продукта и т.д. Всё будет ощущаться так, как будто бы вы реально собрались в одном офисе. То есть все недостатки, которые сейчас есть в онлайн-работе, по сути исчезнут.
Словарь метавселенной
Вот несколько важных понятий, которые помогут лучше ориентироваться в цифровом мире.
Криптовалюта — аналог денег в виртуальном мире. По сравнению с обычными деньгами криптовалюта прозрачна (то есть мы точно знаем, кто ей владел и владеет), а специальная цифровая система защищает её от подделок или взлома. Самая известная крипта — биткоин.
Блокчейн — база данных, которая хранится сразу на многих компьютерах, объединённых между собой в интернете. В этой базе записана определённая последовательность событий, которую нельзя удалить или ещё как-то разрушить. Например, с помощью технологии блокчейн можно переводить криптовалюту. В базе будет вся информация о том, что происходило с этой валютой: кто был её владельцем, что на неё покупали и т.д.
Токены — сертификаты, которые гарантируют их владельцам исполнение каких-то обязательств со стороны компании. Это очень похоже на обычные акции на фондовой бирже, но в криптовалютном мире.
NFT — это невзаимозаменяемый токен. Цифровой сертификат, который указывает на оригинальность объекта и закрепляет право владения им. Например, так можно обозначить эксклюзивные права на предмет искусства, недвижимость и т.д.
Как метавселенные работают сейчас?
Сейчас топ метавселенных выглядит так:
-
Meta (организация, запрещенная на территории РФ). Та самая корпорация Марка Цукерберга. В неё входят Facebook, Instagram, WhatsApp, Oculus VR и много других компаний. Плюс, не так давно они запустили приложение для удалённой работы Horizon Worlds, которое даёт возможность обеспечить аватара своей внешностью и даже мимикой. А ещё у Meta (организация, запрещенная на территории РФ) есть своя валюта — Facebook Tokenized Stock (Facebook - организация, запрещенная на территории РФ).
-
Fortnite. Помимо собственной валюты, в игре уже есть возможность проводить концерты реальных звёзд и показы мод, а ещё показывать настоящие фильмы.
-
Decentraland. Это виртуальный мир на базе блокчейна, где можно создавать аватаров, приобретать недвижимость, строить здания и покупать произведения NFT-искусства.
-
SandBox. Ещё одна игра, которая тоже даёт возможность покупать, продавать и сдавать в аренду земли, плюс, создавать игровые объекты и получать на них права собственности.
На сегодняшний момент до создания абсолютной метавселенной ещё далеко. Всё дело в том, что пока все действия пользователей ограничены рамками крупных платформ. Например, у вас не получится продать редкую вещь в одной игре и на эти деньги купить что-то в другой. Точно так же разграничены соцсети: конечно, вы и можете сделать репост контента из Instagram (организация, запрещенная на территории РФ) в ВК, но этим все связи и ограничиваются. Всё из-за того, что платформы принадлежат разным конкурирующим организациям и по сути у каждой компании зарождается своя метавселенная.
Хотя сейчас всё это скорее выглядит как отдельные “мета-комнаты”, в будущем развитие технологий должно прийти к тому, что разрозненные экосистемы объединятся, и пользователи смогут перемещаться в виртуальной реальности так же свободно, как и в физическом мире. Все сайты, социальные сети, игры и приложения станут одним большим пространством, и всё это превратится в продолжение нашей с вами реальности.
Пока очень сложно представить, чтобы тот же Facebook вдруг захотел свободно поделиться своими данными и наработками с Google или любым другим IT-гигантом, но всё может измениться.
Как заработать на метавселенной?
Стримы
Да, многие люди захотят сами подключиться к метавселенной, но кто-то оценит и стримы. Это долгие прямые эфиры, в которых человек транслирует жизнь своего аватара, а зрители за этим наблюдают. Сейчас стримеры в основном показывают, как они проходят игры, но с развитием технологий люди смогут наблюдать, как блогер строит виртуальную жизнь мечты.
Как на этом можно зарабатывать?
-
Брать партнёрские контракты. Стример может использовать продукцию какого-то бренда или просто упоминать её в позитивном ключе. Либо во время трансляции зрителям может показываться какой-то рекламный ролик.
-
Предлагать платные подписки. Если контент действительно интересный, люди будут платить просто за то, чтобы его посмотреть.
-
Собирать донаты. Донаты — это пожертвования зрителей, которые помогают каналу развиваться. За донаты людям можно предлагать какие-то бонусы. Например, возможность пообщаться со стримером.
Недвижимость
Возможно в будущем в метавселенных будут продаваться и жилые дома, но сейчас упор идёт в основном на коммерческую недвижимость. Ведь в ней, так же как и в реальности, можно открывать магазины, размещать офисы и проводить мероприятия.
Недвижимость в метавселенной можно приобрести не за реальные деньги, а за криптовалюту, которая легальна на отдельной площадке. Например, это MANA у Decentraland или Etherium у Sandbox.
В прошлом году компания Metaverse Group купила виртуальную улицу на платформе Decentraland за 2,4 миллиона долларов. То есть она заплатила за такой виртуальный район города намного больше, чем за большинство реальных зданий. Пока что это абсолютный рекорд. Этой покупкой компания планирует войти в индустрию цифровой моды: в зданиях, которые там построят, можно будет проводить показы и продавать одежду для аватаров. Сооснователь компании объясняет эту покупку так: “Представьте, что вы приехали в Нью-Йорк, когда там ещё ничего не было, и купили квартал Сохо”.
Всего за прошлый год земли и зданий в метавселенной было продано на 500 миллионов долларов.
Реклама
Почти все форматы продвижения, которые существуют в реальном мире, можно свободно перенести и в мир метавселенной. Например, наружную рекламу можно размещать на виртуальной недвижимости и уличных баннерах, аватары известных людей могут выступать амбассадорами брендов, в цифровом мире можно устраивать презентации новых продуктов, на полках магазинов делать привлекательную выкладку товара и т.д. Скорее всего, с развитием технологий появятся ещё и другие рекламные форматы. То есть у мерчендайзеров, маркетологов и специалистов по рекламе работы меньше не станет.
Мода
Аватарам в метавселенных нужно что-то носить, а значит и там будет существовать мода. Здесь играет роль ещё один тренд: экологичность. Ведь цифровая одежда не так вредит природе, как fast-fashion индустрия.
В октябре 2021 года компания Nike уже подала заявку на дополнительную регистрацию своих товарных знаков. Они посчитали, что логотип, слоган и другие разработки недостаточно закрепить за собой в реальном мире. Теперь это нужно сделать ещё и в виртуальном.
Другие крупные бренды тоже не хотят отставать от трендов и уже продают свои изделия в метавселенной. Например:
-
Balenciaga выпустили виртуальную коллекцию одежды в партнёрстве с Fortnite;
-
Dolce & Gabbana продали девять вещей из своей новой коллекции в формате NFT, то есть в реальности этой одежды не существует;
-
Gucci представили на платформе Roblox сумку, которая в реальном мире стоит даже меньше, чем в цифровом.
И таких примеров ещё очень много.
Создание бизнеса
Новый цифровой мир очень расширит возможности онлайн-торговли. Людям больше не придётся выбирать товар по картинкам или смотреть обзоры. Они смогут подержать его в руках и протестировать — в общем всё, как в обычных офлайн-магазинах.
Плюс, многие реальные бизнесы тоже можно перенести в метавселенную. Конечно, проводить операции или делать стрижки в виртуальном мире пока не получится, но например, сфера консалтинга вполне может туда переместиться. После пандемии это перешло в созвоны по Zoom, но новые технологии помогут вернуть эффект реального общения.
Также получит развитие и сфера образования, в том числе в совершенно новых отраслях. Может быть в будущем эксперты будут учить не торговле на маркетплейсах, а тому, как открыть свой магазин в метавселенной.
Проведение и продвижение мероприятий
Мероприятия — это то, что происходит в цифровом мире уже сейчас. С их помощью артисты могут зарабатывать больше денег, а компании устраивать презентации продуктов и просто продвигать свой бренд. Ведь спонсорство тоже никуда не уйдёт.
Представьте: чтобы попасть на концерт любимой группы, больше не нужно мониторить старт продаж билетов (ведь их количество не ограничено рамками зала), получать визы, лететь в другую страну на самолёте (ну или ждать пока кумир приедет в ваш город), разбираться в ковидных ограничениях и т.д. Можно просто зайти в метавселенную и получить вполне сравнимое удовольствие.
Например, в 2021 году рэпер Трэвис Скотт уже провёл свой виртуальный концерт во вселенной Fortnite. Хотя длился он всего десять минут, но собрал 12 миллионов зрителей со всего мира (а это целых 342 “Олимпийских”!). Заработал исполнитель 20 миллионов долларов, тогда как за самый успешный из своих реальных концертов, он смог получить всего 1,7 миллиона.
Развитие метавселенной в России
В ноябре 2021 года первая российская компания сообщила о том, что планирует развивать свою метавселенную. Компания называется MyTona, базируется в Якутии и уже десять лет занимается разработкой игр. Их проект — это приложение для общения в виртуальном мире Mytonaverse, где можно будет проводить собрания с коллегами, устраивать вечеринки и путешествовать по разным мирам. Разработчики обещают, что общение через приложение будет максимально приближено к реальному. В будущем на платформе также планируют создать магазины, устраивать концерты и другие мероприятия.
Что касается отношения власти в новому тренду, на конференции по искусственному интеллекту Путин заявил о том, что защищать аватары граждан в виртуальном мире — прямая задача государства. Значит ли это, что в ближайшее время нам стоит ждать каких-то законодательных инициатив в этой сфере — пока непонятно.
Зачем обычному бизнесу во всё это погружаться?
Пока что до полного господства метавселенных ещё далеко, но не лишним будет следить за развитием трендов в этой области. Может быть пока это кажется фантастикой, но когда-то и к полётам в космос, и к мобильным телефонам было такое же отношение. Кто владеет информацией, тот владеет миром. Поэтому компаниям, которые хотят развиваться в сфере новых технологий, важно следить за новостями, чтобы успеть запрыгнуть в этот вагон одними из первых. Да, сейчас инвестиции в метавселенную в основном доступны только крупным корпорациям, но со временем всё может измениться.