Зачем вашему магазину нужен YML-файл и как его создать?

Зачем вашему магазину нужен YML-файл и как его создать?

YML-файл — это список всех товаров из интернет магазина, который пригодится для работы с Яндекс.Маркетом и контекстной рекламой. Почитайте как его создать, проверить на ошибки, загрузить и обновлять.

Асеев Василий автор статьи Руководитель компании / Интернет маркетолог
  • 10+ стаж работы в
    интернет маркетинге
  • 103 написано тематических
    статей
социальные
сети:
Содержание

YML-файл — это документ, в котором содержится список всех товаров интернет-магазина. Такой список можно использовать для работы с Маркетом и другими сервисами Яндекса.

Если для вашего интернет-магазина актуальна работа с Яндексом, почитайте эту статью. Она поможет автоматизировать работу с товарами и сделать процесс взаимодействия с маркетплейсом и рекламой более простым.

Зачем нужен YML-файл?

Представьте, что на вашем сайте есть каталог всех ваших товаров. Но иногда нужно скопировать все заголовки, описания и фотографии из товарных карточек на другие площадки. Например, на маркетплейсы или в рекламный кабинет для создания объявлений. Чтобы не делать всё это вручную и существуют файлы подобные YML. Также их называют прайс-листами или фидами. 

YML — это разработка Яндекса, но она основана на базе технологии XML. Другие маркетплейсы могут использовать XML или более простые форматы XLS и CSV (обычная Excel-таблица). Но если вы работаете с Яндексом, то для его сервисов лучше всё-таки использовать их собственный формат.

Вот для чего пригодится YML-файл:

  • Для добавления товаров в каталог Маркета. По данным из файла маркетплейс может сам создавать товарные карточки.
  • Для создания рекламных объявлений. Например, вам нужно сделать объявления для тысячи товаров, но по одному шаблону. Вручную делать это долго, поэтому проще использовать YML-файл. Также существуют форматы рекламы, которые автоматически показывают пользователю то, что он только что смотрел на сайте или добавил в корзину. Для создания таких объявлений тоже понадобится файл YML.
  • Для внесения массовых правок в товарные карточки. Например, вам нужно поменять данные сразу в 100 карточках на маркетплейсе. Чтобы не делать этого вручную, можно использовать такой файл.

Какие данные точно нужно включить в YML?

В целом в прайс-листе должна содержаться общая информация о магазине и данные конкретных товарных предложений (офферы).

Вот какие данные нужны об интернет-магазине:

  • Его название;
  • Ссылка на основную страницу сайта;
  • Товарные категории;
  • Условия доставки.
Покупки через интернет

Про сами товары нужна следующая основная информация:

  • Цена;
  • Описание;
  • Изображения;
  • Наличие или отсутствие товара в данный момент;
  • Возможность забрать заказ из пункта выдачи, из магазина или заказать доставку и т.д.

Дальше мы подробнее все разберём характеристики товаров, которые важно прописывать в файле.

Как создать YML-файл вручную?

Этот способ самый долгий и трудозатратный, но если у вас в магазине не так много артикулов, им вполне можно воспользоваться. Также эта информация будет полезна, чтобы понять, как вообще работает файл и какие элементы в нём есть.

Шаг 1: Создание базового шаблона

YML-файл выглядит как текстовый документ со строками кода. Удобнее всего взять готовый шаблон из инструкции самого Яндекса. Скачать его можно здесь.

Открыть файл можно в любой программе для работы с текстами, но удобнее будет делать это в программах для редактирования кода. 

Шаг 2: Заполнение основных полей

Заголовок

Первая строка будет одинаковой для большинства документов. Выглядит она так:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?>

Дата

В этой строке мы указываем дату, на которую актуальны данные из фида. Помимо самой даты важно указать также часовой пояс. Например, для московского времени значение будет выглядеть так:

<yml_catalogdate="2023-04-08T14:37+03:00">

Дату из будущего указывать нельзя. Даже если вы будете генерировать файл несколько дней, ничего страшного, если вы укажете дату трёхдневной давности.

Элемент shop

Это элемент, в котором содержится информация о вашем интернет-магазине. Внутри него есть дополнительные вложения, которые описывают разные характеристики. Каждая такая характеристика прописывается с новой строки и находится внутри двух тегов. Выглядит это примерно так:

<name>Лучший магазин</name>

Как можно догадаться, под этим тегом прописывается название магазина. А вот другие характеристики, которые находятся внутри элемента shop:

  • Company — название магазина;
  • URL — ссылка на сайт;
  • Platform — название системы управления контентом (например, Bitrix или uCoz);
  • Categories — товарные категории и подкатегории, которые есть в магазине;
  • Offers — список конкретных товаров.

Два последних элемента содержат дополнительные вложения, ведь категорий и товаров в магазине больше, чем один. Поэтому дальше мы будем отдельно разбирать эти элементы.

Элемент categories

Здесь важно прописать все товарные категории вашего магазина. Каждой из них присваивается свой id, который просто отображает порядковый номер. Также в категории можно вкладывать подкатегории, для чего используется атрибут parentId, в котором прописывается номер родительской категории. 

В итоге список категорий должен выглядеть примерно так:

<categories>

    <categoryid="1">Книги</category>

    <categoryid="2"parentId="1">Художественная литература</category>

    <categoryid="3"parentId="1">Нон-фикшн</category>

    <categoryid="4"parentId="1">Комиксы, манга</category>

    <categoryid="5">Учебники</category>

    <categoryid="6"parentId="5">Русский язык</category>

    <categoryid="7"parentId="5">Математика</category>

    <categoryid="8"parentId="5">Биология</category>

    <categoryid="9">Канцтовары</category>

    <categoryid="10">Сувениры</category>

</categories>   

Элемент shop

Теперь переходим к самим товарам. У каждого из них может быть много своих характеристик, которые мы рассмотрим дальше. Основное, что нужно понять — перед тем, как начать перечислять товары, мы ставим открывающий тег <offers>, а перед началом каждого отдельного товара открывающий тег <offer>. Когда одно товарное предложение мы описывать закончили, ставим закрывающий тег </offer> и переходим к следующему. Когда все артикулы добавлены, ставим закрывающий тег </offers>

Покупка товаров в интернет-магазине

У тега offer есть атрибут id, который означает идентификатор товара внутри вашей системы. Это может быть любая последовательность знаков длиной до 80 символов. Атрибут индивидуален для каждого товара и после добавления его нельзя будет поменять. В итоге открывающий тег должен выглядеть примерно так:

<offer id="kniga-sumerki-123">

И так, вот какие обязательные элементы есть внутри shop:

  • Name. Название, которое пользователи увидят в карточке;
  • Picture. Фото товара. Можно добавить до 20 штук;
  • Description. Оптимальная длина описания — 400-600 символов, хотя система принимает текст до 6 000 знаков;
  • CategoryId. Это id категории, к которой относится товар. Его мы прописывали в элементе categories;
  • Vendor. Бренд товара или его производитель. Название важно прописать так же, как его указывает сам бренд;

Если доставку до конечного покупателя выполняет маркетплейс, то для вас есть ещё два обязательных элемента. Это:

  • Dimensions. Габариты товара вместе с упаковкой в сантиметрах;
  • Weight. Вес товара вместе с упаковкой в килограммах. 

Шаг 3: Добавление дополнительных полей 

Помимо основных характеристик внутри элемента shop, есть ещё и дополнительные, без которых фид может работать, но в некоторых случаях их не лишним будет прописать. Вот несколько таких характеристик:

  • Price. Цена товара. Хотя эту характеристику Яндекс не считает основной, цену лучше по возможности прописывать;
  • Oldprice. Цена до скидки. Если добавить этот элемент, то покупатель увидит зачёркнутую цену из поля oldprice и основную из поля price;
  • Country_of_origin. Страна производства товара;
  • Type. Тип товара. Например, книга, лекарство, обувь и т.д. Здесь же можно указать, что вещь доставляется под заказ;
  • Service-life-days. Срок службы товара. Продолжительность согласно стандарту указывается с буквы P, и выглядит примерно так: P2Y6M3D, что значит 2 года, 6 месяцев и 3 дня;
  • Period-of-validity-days. Срок годности, указанный на упаковке. Указывается в таком же формате, как и срок службы.
  • CurrencyId. Валюта, в которой указана цена продукта. 

Существуют и другие дополнительные поля, которые можно указать в файле. Подробнее о них можно почитать в инструкции Яндекс.Справки.

Шаг 4: Проверка файла на ошибки

Когда всё готово, документ можно просканировать на ошибки через встроенный функционал Яндекс.Вебмастера. В валидаторе XML-фидов нужно выбрать тип файла (в нашем случае Маркет) и загрузить сам прайс-лист. Если система найдёт ошибки, она выдаст отчёт, где вы сможете подробнее прочитать о том, что не так, и исправить недочёты.

Человек пытается загрузить YML-файл, но появляются ошибки

Вот несколько типов ошибок:

  • Критичные. Они самые важные, потому что из-за таких ошибок весь прайс-лист не сможет отобразиться на Маркете. В этом случае ваш файл вообще не опубликуется.
  • В предложениях. Это ошибки, которые встречаются в одном или нескольких товарных предложениях. При этом другие предложения могут спокойно отображаться на Маркете. Но такие ошибки лучше всё равно исправить.
  • Общие. Здесь ошибки не такие критичные, но так же затрагивают весь файл в целом. При этом фид будет размещён, но отображаться информация может некорректно.
  • Предупреждения в отдельных предложениях. Это уже не ошибки, но тоже важные недочёты, которые лучше поправить. В этом случае фид может быть опубликован, но информация на Маркете будет отображаться с неточностями.

Также если никаких ошибок и предупреждений нет, но в файле всё равно есть что поправить, система выведет список рекомендаций. На его основе вы сможете внести правки, и данные из фида будут передаваться в нужные вам сервисы максимально точно.

Но даже если вы не воспользуетесь валидатором XML-фидов, система всё равно дополнительно проверит ваш документ при добавлении в Маркет. Как его туда загрузить — расскажем дальше.

Автоматическое создание YML-файла

Автоматически создать YML-файл можно с помощью CMS или онлайн-сервисов.

Использование CMS

Во всех популярных CMS, которые используются для управления контентом интернет-магазинов, есть возможность автоматически формировать YML-файлы. Где-то эта функция встроенная, где-то её нужно будет дополнительно докупить.

Модули для создания YML, разработанные вместе с Маркетом, есть у:

  • 1С:Битрикс и 1C: Предприятие;
  • InSales;
  • OpenCart;
  • МойСклад.

Также модули от сторонних разработчиков есть у RetailCRM, PHPShop, Shop2You и т.д. А если нужной вам системы в списке нет, то у Маркета есть возможность подключиться к любой CRM по API. 

Такой вариант создания YML-файла самый предпочтительный, потому что вы сможете настроить автоматическое обновление информации во всех системах, и вам не придётся каждый раз загружать фид заново. Например, у вас обновился ассортимент, изменились цены или какой-то продукт снова появился в наличии. Вся эта информация может автоматически подтягиваться в Маркет с вашего сайта. Ведь всё это несложно делать вручную, когда товаров 100. А когда их 10 тысяч, это заметно экономит время и уменьшает количество ошибок.

Абстрактное изображение автоматизации создания файлов

Использование онлайн-сервисов

Также генерация YML-файлов возможна с помощью отдельных онлайн-сервисов. Например, в Mysitemapgenerator есть раздел “Товарные фиды Яндекс”. Чтобы создать там файл, нужно просто вставить в строку ссылку на свой сайт. Сервис начнёт сам сканировать ресурс и автоматически добавит в фид все нужные параметры. 

Тарифы отличаются по цене в зависимости от количества страниц, которое вам нужно просканировать. То есть чем больше у вас товаров, тем больше будет стоить создание фида. До 500 URL сервис можно использовать бесплатно, индексация до 10 000 URL стоит 2,5$, а до 100 000 URL — 5$. Также в платных тарифах есть возможность напрямую импортировать данные о товарах, тогда лимиты по добавлению информации в фид станут выше.

Как загрузить YML-файл в Маркет?

После того как файл создан, нужно разместить его на площадке. Для этого в своём личном кабинете нужно зайти в раздел “Ассортимент”, а потом в подраздел “Прайс-лист”. Фид можно загрузить двумя способами:

  • Напрямую в Маркет. Для этого вы просто выбираете файл со своего устройства и добавляете его в Маркет. Единственное ограничение — он не должен быть больше 200 Мб. 
  • Сначала загрузить на свой сайт, а потом добавить ссылку в Маркет. Обычно файл добавляют в корневую папку. Если доступ к ней ограничен, на этой же странице можно добавить данные для входа.

Есть ещё один способ, но он подойдёт для прайс-листов, сделанных в Excel. Для этого нужно получить данные для авторизации (ключ и номер кампании), а потом вставить их в соответствующее окно в надстройках на верхней панели Excel.

Как обновлять YML-файл?

Если вы добавляли фид с помощью ссылки на свой сайт, то обновления вы можете вносить в файл на своём ресурсе. Маркет сам автоматически индексирует фид каждые несколько часов, поэтому изменения сами подтянутся туда. Важные элементы обновятся ещё быстрее: примерно за 30 минут.

Если вы сами добавляли файл в личный кабинет, каждый раз придётся заново загружать его обновлённую версию вручную. Рекомендуется делать это хотя бы раз в месяц.

Но лучше всего, когда все процессы автоматизированы. Тогда вам не придётся переживать, что клиенты купят товар по неактуальной цене или не увидят, что чего-то нет в наличии.

Автоматическое обновление информации

Заключение

Если вы владелец интернет-магазина и планируете пользоваться маркетплейсами или интернет-рекламой, то без товарного фида в виде XML (или в случае Яндекса YML) файла не обойтись. Он значительно упрощает работу с товарными карточками и созданием объявлений. Ведь часто бывают случаи, когда нужно внести сразу много правок, а вручную делать это долго. Плюс, при ручной работе всегда возрастает риск ошибок.

Фиды можно составлять не только для магазинов. В Яндексе есть готовые шаблоны для недвижимости, авиабилетов, автомобилей, отелей и т.д. Их также можно использовать для работы с сервисами Яндекса (например, Авто.ру, Яндекс.Недвижимость) и для создания контекстной рекламы.

0 комментариев
* Все коментарии проходят модерацию, оставляя коментарий вы соглашаетесь с правилами нашего сайта. Коментарии публикуются в течении 1 часа