Технический аудит сайта: пошаговый чек-лист из 19 шагов

На что обратить внимание при проведении аудита, и как выбрать подрядчика, если вы сами не хотите им заниматься.

Содержание

Даже маленькая ошибка в коде или в настройках сайта может сделать его недоступным для пользователей или невидимым для поисковых роботов. А вы в это время будете гадать, что не так, и почему сайт не приводит клиентов. 

В статье расскажем, что такое технический аудит, для чего он нужен, какие виды аудита бывают и как провести технический аудит сайта самостоятельно. 

Кому и для чего нужен технический аудит веб-сайта?

Технический аудит сайта — это анализ ресурса на ошибки и недостатки технической части. Например, кода, архитектуры, работы ссылок и т.д. В результате аудита у владельцев ресурса оказываются рекомендации по оптимизации сайта. Подразумевается, что после решения всех проблем, сайт станет работать лучше, а значит пользователям будет приятнее на нём находиться.

/upload/article/tekhnicheskiy-audit-sayta/Depositphotos_264607142_s-2019.jpg

То есть главная цель технического аудита — это найти ошибки, исправить их и сделать сайт лучше. Например, аудит может помочь:

  • Повысить конверсию
  • Сделать сайт удобнее для пользователей (то есть повлиять на юзабилити)
  • Улучшить позиции в поисковой выдаче и так далее

Технический экспресс-аудит нужно проводить примерно раз в месяц. Ведь если делать это реже, можно упустить ошибки, которые будут стоить вам части прибыли. 

Пример: у вас настроена реклама на определённую страницу с акцией. Но вчера программисты делали на сайте глобальное обновление, а потом не проверили работоспособность всех страниц. И вот вы платите деньги за клик потенциального клиента по рекламе, он по ней переходит, но видит ошибку. Вряд ли он запомнит название вашей компании, пойдёт в Google и сам найдёт то, что вы пытались прорекламировать. Скорее всего, человек просто закроет страницу и забудет о вас. А вы просто так потратите деньги.
Или другой пример: из-за ошибки сервера стили на некоторых страницах не прогружаются. И все пользователи, которые перешли в корзину, попадают на страницу, где нет никакого дизайна, текст не отформатирован, а кнопок не видно. И владельцы гадают, почему за последние дни нет ни одного заказа с сайта.

Полный технический аудит можно проводить:

  • Перед релизом нового сайта
  • После глобальных обновлений
  • Если сайтом давно никто не занимался
  • Если вас не устраивает эффективность ресурса
  • Примерно каждые 2-3 месяца, чтобы просто держать всё под контролем

Чем технический аудит отличается от других?

Сайт можно проверять с разных сторон. Кроме технического аудита бывает:

  • Аудит семантики. Помогает узнать, насколько полно проработано семантическое ядро.
  • Анализ конкурентной среды. В процессе находят главных конкурентов компании, оценивают их сайты, запросы, по которым они продвигаются в поиске и рекламе и т.д.
  • Юзабилити-аудит. Помогает проверить удобство сайта для пользователей.
  • Аудит структуры сайта. Оценивают логику расположения разделов, навигацию и внутреннюю перелинковку. 
  • Полный SEO-аудит. Проверяют внешнюю оптимизацию (ссылки, гостевой постинг) и внутреннюю (поведенческие факторы, санкции от поисковиков, мета-теги и т.д.) 
  • Маркетинговый аудит. Помогает оценить, насколько хорошо сайт продаёт продукты компании.
  • Аудит контентного наполнения. Смотрят насколько уникальный и актуальный контент на сайте и подходит ли он под запросы аудитории.

Все эти виды аудита составляют один — комплексный. А что тогда входит в технический аудит? 

  • Проверка ошибок в коде сайта
  • Проверка наличия битых ссылок
  • Анализ скорости загрузки сайта
  • Проверка адаптивности под мобильные и т.д.

Дальше мы дадим подробный чек-лист со всеми параметрами, которым надо уделить внимание при технической проверке сайта.

Технический аудит сайта: чек-лист

Скорость загрузки

  • Любая страница сайта грузится не дольше трёх секунд
  • В итоговом коде нет комментариев. Иначе вес страницы может увеличиваться, а скорость загрузки снижаться
  • JavaScript-код вынесен из кода страницы. Это нужно для того, чтобы пользователь как можно раньше мог начать взаимодействовать со страницей. Даже если она не до конца прогрузилась
  • Для загрузки текста не требуется JavaScript. Когда для того, чтобы человек мог увидеть текст, используют язык программирования JavaScript, время загрузки сайта может серьёзно увеличиться
  • Браузеры пользователей кэшируют данные с вашего сайта. Тогда при повторном посещении страницы на её загрузку понадобится гораздо меньше времени

/upload/article/tekhnicheskiy-audit-sayta/tekhnicheskiy-audit-sayta2.jpg

Оптимизация под разные устройства

  • Страница оптимизирована под мобильные устройства. Нет горизонтальной прокрутки
  • Сайт одинаково отображается в разных браузерах

/upload/article/tekhnicheskiy-audit-sayta/tekhnicheskiy-audit-sayta4..jpg

Изображения

  • У всех изображений заполнен атрибут alt. Это текст, по которому пользователи смогут найти ваши изображения через поиск. А ещё его видно, когда картинка по каким-то причинам не прогрузилась. С помощью этого текста пользователь может узнать, что на ней изображено
  • Все картинки на сайте оптимизированы. Это нужно для того, чтобы они меньше весили и быстрее загружались

Безопасность

  • На сайте нет вирусов
  • У сайта подключён протокол безопасности https. Без него у пользователей постоянно будут всплывать напоминания, что сайт может быть небезопасным

/upload/article/tekhnicheskiy-audit-sayta/tekhnicheskiy-audit-sayta3.jpg

Другое

  • На сайте нет битых ссылок. То есть ссылок, которые выдают ошибку, или по которым нельзя перейти
  • У сайта есть фавикон. Это иконка, которая отображается рядом с сайтом во вкладке браузера
  • Ссылки на страницы написаны человекопонятным языком. То есть при взгляде на ссылку, пользователь должен понимать, что ждёт его на этой странице
  • У сайта нет дублей страниц
  • Страница 404 заполнена. То есть на странице с 404 ошибкой есть ссылки на один или несколько разделов сайта
  • В HTML-коде нет ошибок. Их наличие может серьёзно повлиять на качество индексации сайта и вид страниц, который показывается пользователю
  • Все страницы сайта имеют одну кодировку. Иначе вместо текста пользователь будет видеть непонятные значки
  • Все редиректы работают правильно. То есть перенаправляют пользователя туда, куда нужно

Как провести технический аудит сайта своими силами?

Технический аудит почти никогда не проводится вручную. Для проверки ошибок и недостатков сайта существуют специальные сервисы. Они бывают узкоспециализированные и комплексные. 

Например, чтобы проверить сайт на битые ссылки, можно использовать сервисы Check my links или Badlinks. А чтобы найти ошибки в HTML-коде — W3C MarkUp Validation Service. 

Из сервисов, которые проводят комплексный аудит (куда входит и технический), можно выделить:

  • NetPeak Spider
  • Ahrefs
  • SE Ranking
  • Serpstat
  • Screaming Frog SEO Spider

Функции у них похожие. Поэтому при выборе стоит ориентироваться на ваш бюджет. Некоторые сервисы могут провести технический аудит сайта и бесплатно, но понятно, что это будет урезанная версия. А ещё знание английского, ведь в некоторых инструментах нет русского языка.

Если у вас нет никакого опыта разработки, разобраться со всеми техническими параметрами в одиночку будет сложно. Да, вы увидите, что сервис аудита показывает ошибку. Но, что с этим делать, скорее всего, не поймёте. Поэтому к техническому аудиту обязательно нужно привлекать разработчиков. Большинство проблем, о которых мы говорили выше, они смогут решить довольно быстро.  

Где заказать технический аудит сайта?

Если разбираться в технических тонкостях самостоятельно вы не хотите, можно обратиться в агентство. Это может быть веб- или SEO-студия, либо диджитал-агентство, которое занимается в том числе и сайтами. Как плюс, потом у них можно заказать устранение всех ошибок и проблем, которые они найдут во время аудита. 

/upload/article/tekhnicheskiy-audit-sayta/tekhnicheskiy-audit-sayta25.jpg

На что обратить внимание при выборе подрядчика?

  • Попросите их прислать пример технического аудита сайта. Посмотрите, насколько подробно они прописывают ошибки, и какие дают рекомендации
  • Поищите информацию в интернете. Иногда можно наткнуться на отзывы, которые уберегут вас от пустой траты денег. Или, наоборот, подтвердить своё хорошее впечатление от агентства. А на сайтах типа Руспрофайл можно узнать информацию о самой компании: в каком году основана, была ли замешана в судебных делах и т.д.
  • Посмотрите на специализацию агентства. Если они в основном занимаются креативом, вряд ли технический аудит их сильная сторона. В штате у подрядчика обязательно должны быть разработчики и SEO-специалисты
  • Пообщайтесь. Узнайте, как именно они будут проводить аудит, и какой результат вы получите. Если на все вопросы вам могут внятно и подробно ответить — значит у агентства есть опыт в этой сфере. Важно также подумать, комфортно ли общаться с сотрудником. Ведь это тоже важная часть работы 
  • Обратите внимание на стоимость аудита. Чудес не бывает и слишком низкая цена услуги должна вас не обрадовать, а насторожить
  • Если у агентства есть блог, страницы в соцсетях или размещения в профессиональных изданиях, значит они не первый день на рынке и не захотят терять репутацию, обманув вас
  • Узнайте про договор. Если подрядчик добросовестный, он не откажется узаконить с вами отношения

Цена технического аудита сайта в агентстве начинается примерно от 15 тысяч рублей. Но тут всё зависит от размеров ресурса: небольшой лендинг проверить легче, чем крупный интернет-магазин с тысячами товаров.

Что делать с результатами аудита?

Не складывайте результаты аудита на полку и не ждите подходящего случая, чтобы начать внедрять изменения. Чем быстрее вы всё поправите, тем раньше начнёте получать отдачу. 

Начните с самых критичных проблем, которые точно мешают пользователям нормально пользоваться сайтом: ошибки в коде, из-за которых поплыла вёрстка; ссылки, которые ведут в никуда; вирусы на сайте и так далее. А уже после этого можно заняться повышением скорости загрузки, оптимизацией страниц под мобильные и другими моментами.

Почему аудит всё-таки стоит проводить регулярно? В этом смысле его можно сравнить с техосмотром машины. Даже если сейчас вас ничего не беспокоит, регулярная проверка убережёт вас от того, что машина вдруг сломается в поле в 100 километрах от населённых пунктов. А в случае с сайтом это может быть запуск нового продукта, крупная акция, во время которой на сайт одновременно зайдёт много посетителей или другое важное событие. Поэтому регулярно проверяйте свой сайт, тестируйте все изменения и будет вам счастье.
Пожалуйста оцените статью, нам это важно
0 комментариев
* Все коментарии проходят модерацию, оставляя коментарий вы соглашаетесь с правилами нашего сайта. Коментарии публикуются в течении 1 часа