Яндекс.Wordstat для бизнеса: 11 бизнес-задач, которые решает сервис, и 5 практических советов, как использовать его по-максимуму

Содержание статьи:

Яндекс.Вордстат — чудесный сервис, который совершенно бесплатно дает пищу для размышлений маркетологу, директологу, контент-менеджеру и владельцу компании. Это общедоступная подробная статистика показов заданных словосочетаний до 8 слов, которые вводили в поисковую строку браузера пользователи. С возможностью уточнить регион, отследить сезонные всплески/провалы спроса, выяснить долю мобильного трафика — за такое не грех было бы и деньги брать! Ведь все это ценная информация о поисковых интересах аудитории, база для уточнения стратегии и решения еще целой кучи задач.

Мы расскажем о том, какие задачи предпринимателей помогает решать Яндекс.Wordstat, и почему мы считаем, что этот сервис нужен любой компании не меньше, чем толковый бизнес-план.

Задача 1. Определить рыночную активность и общую емкость ниши.

С Вордстатом не нужно гадать на кофейной гуще, пойдет или не пойдет бизнес. А нужно ввести в поисковую строку основное тематическое словосочетание — например, «продажа декоративных кроликов» или «срочный вывоз мусора»— и получить отличную базу для анализа.

В левой колонке вы увидите статистику по разным, в том числе дополненным, вариантам с вашим словосочетанием, в правой — похожие запросы. По одному высокочастотному ключу можно собрать до 2050 запросов — это целая 41 страница!

Если вы видите большое количество тематических запросов, в том числе со словами «сравнить», «купить», «заказать» — ниша живая, в ней есть деньги, и бизнес можно стартовать. Если товар или услугу, которые вы задумали продавать, никто не ищет, есть два варианта развития событий.

  • Вариант 1. Товар новый, о нем не знают. Возможно вложить силы и средства в формирование спроса и затем благополучно продавать.
  • Вариант 2. Сразу начинать искать более перспективную и уже раскрученную нишу. Парадокс: когда в нише есть конкуренция, то покупателей хватит и на ваш век. Хуже, когда ниша пуста просто потому, что товар никому не нужен, или за него не готовы платить.

В любом случае вы не сольете деньги на производство и рекламу невостребованных товаров и услуг, а либо откажетесь от идеи, либо осознанно будете вкладываться в формирование спроса.

Задача 2. Определить наиболее прибыльную нишу внутри выбранной тематики.

Пример
  • Вы решили продавать деревянную мебель. Вы ввели в Яндекс.Вордстат словосочетание «мебель из березы» и получили прогноз на 4 с лишним тысячи запросов за месяц, не считая похожих.
  • После этого вы ввели словосочетание «мебель из граба» и получили 29 запросов за месяц.
  • Этого достаточно, чтобы отказаться от производства мебели из граба и сосредоточиться на мебели из березы, потому что она явно будет более востребована.

Еще более наглядным будет результат, если сравнить выдачу по запросу «окна из ПВХ» и «деревянные окна»: разница больше чем в 10 раз в пользу неприхотливого поливинилхлорида.

Задача 3. Отследить тренды в вашей рыночной нише.

В Яндекс.Вордстат есть волшебная вкладка «История запросов», где сохраняются данные по каждому конкретному запросу пользователей за 2 года. Можно увидеть, как меняется их количество от месяца к месяцу, в зависимости от сезона, от года к году. И это очень важная информация.

Пример
  • Запрос «школьная форма» пользователи вводили в августе 2019 года — 984 000 раз, в январе 2020 года — 216 337 раз, а в августе 2020 года — больше 1 000 000 раз. Таким образом предприниматель понимает, что пик спроса приходится на конец лета-начало осени каждого года, при этом год от года количество запросов возрастает. Это поможет ему правильно планировать производство/закупки/продажи и не рвать на себе волосы в феврале «Ну куда делись все покупатели, почему никому не нужна моя суперпрекрасная экологичная и экономичная школьная форма?!» Тренд: дорога школьная форма к началу учебного года…

…а новогодняя елка к концу года календарного. Далеко не во всех бизнесах сезонность так очевидна, но анализ изменений количества запросов за 2 года поможет отследить даже небольшие всплески и падения покупательского интереса. Скорректировать планы продаж; в месяцы предсказуемого спада больше заниматься доработкой сайта и шлифовкой бизнес процессов.

А еще эта информация поможет правильно определить время запуска рекламной кампании в Яндекс.Директ. Например, если спрос на роликовые коньки начинает расти еще до наступления календарного лета — значит, стартовать контекстную рекламу желательно заранее.

Задача 4. Расширить/уточнить целевую аудиторию.

Предприниматель, который продает берцы, изучив Вордстат обнаружит, что пользователи нередко ищут берцы женские (14 000 запросов за месяц) и даже детские (больше 800 запросов). Это значит, что можно рекламировать эту обувь с посылами не только для брутальных мужчин, но и для женской и детской аудитории. Расширение аудитории — хорошая возможность для бизнеса зарабатывать больше.

Задача 5. Изучить специфику трафика.

Яндекс.Wordstat покажет, насколько активно пользуется мобильными гаджетами ваша аудитория. В сервисе есть возможность отфильтровать трафик и посмотреть, какое количество запросов введено с десктопных, а какой с мобильных устройств. Что это дает бизнесу? Если предприниматель видит, что доля мобильного трафика велика, а его сайт не адаптирован под мобильные устройства или адаптирован очень условно — с этим нужно что-то делать.

Задача 6. Сформировать оптимальную товарную матрицу.

Например, если вы хотите продавать детскую обувь, а Яндекс.Вордстат показывает множество запросов «детская ортопедическая обувь» — вам точно есть смысл добавить ее в линейку товаров. Если же вы продаете купальники и следите за трендами, то Яндекс.Вордстат подскажет, что в ассортимент пора добавить купальники-монокини (больше 3 000 запросов в пиковый сезон).

Задача 7. Эффективно настроить контекстную или таргетированную рекламу.

Сервис покажет, как географически распределен спрос на вашу продукцию: для этого предусмотрена вкладка «По регионам». Если в результате вы видите, что детскую ортопедическую обувь 2 800 раз искали в Москве и 72 раза за тот же период в Уфе, есть смысл уточнять геотаргетинг. И показывать рекламу жителям тех регионов, которые проявляют к ней наибольший интерес: так эффективность расходования рекламных бюджетов будет выше.

Задача 8. Сформировать семантическое ядро, необходимое при разработке сайта.

Ключевые слова в разных формах, с дополнениями и расширениями, похожие запросы — все это можно использовать; мы уже говорили, что по одному словосочетанию в сервисе можно собрать до 2050 вариантов запросов. Но использовать их важно с умом, разделяя запросы информационные и коммерческие, сегментируя запросы по группам так, чтобы каждая страница сайта была оптимизирована под свою группу ключей. А поисковые роботы точно понимали, когда и куда вести пользователя.

Задача 9. Повысить эффективность SEO-продвижения.

Перейдя на последние страницы выдачи по введенному словосочетанию, можно увидеть низкочастотные запросы, которые пользователи искали минимум 5 раз в течение месяца. Очень часто крупные компании их упускают, как слишком мелкую добычу; для малого и среднего бизнеса такие запросы, даже единичные, могут привести самых горячих клиентов и дать рост продаж. Особенно если среди низкочастотников вдруг окажутся коммерческие запросы — это просто подарок судьбы, которым нужно пользоваться.

Задача 10. Уточнить контент-план.

Многие расширенные запросы — готовые темы для статей, например, «Обувь для девочек на танцы» или «Как выбрать спортивную обувь ребенку». Кстати, здесь нам вновь пригодятся данные о сезонности бизнеса: тематические статьи, например, о выборе новогодней елки, лучше писать и публиковать не 20 декабря, а в ноябре. Тогда к пику спроса она успеет проиндексироваться и будет хорошо ранжироваться, приводя клиентов.

Задача 11. Проверить исполнителей-специалистов по продвижению ресурса.

Если вы видите сотни тематических запросов с хорошей частотностью, а ваши подрядчики продвигают сайт по 20-30 ключам — с ними (подрядчиками) точно что-то не так, и, скорее всего, на этом этапе вы теряете деньги.

Ценные советы от практиков, которые помогут использовать Яндекс.Wordstat на все 100%

Совет 1. Используйте операторы — символы, которые уточняют параметры подбора запросов. Если пренебрегать операторами, то при настройке контекстной рекламы вы можете получить нецелевые показы. Например, объявление о продаже бильярдных киев могут показывать в ответ на запросы с упоминанием автомобиля Kia или города Киев, а объявления о доставке еды на дом — в ответ на запросы «как приготовить еду дома». Отсекать нецелевые запросы как раз и помогают разные операторы.

  • Оператор «». Используя его, вы получите данные по конкретному запросу без «хвостов»: если вы ввели словосочетание из 3 слов, то вы не увидите запросов из 4-5 слов. Запросы будут включать только указанные слова в любых числах и падежах.
  • Оператор !. Восклицательный знак фиксирует форму слова. По запросу «!деревянные !игрушки» вы не увидите запросов со словами «деревянных игрушек», «деревянными игрушками», «деревянным игрушкам». Это будет максимально точная статистика по конкретному запросу.

  • Оператор +. Этот оператор делает слово обязательным. Чаще всего оператор применяют в туристической тематике. Он помогает зафиксировать в запросе предлоги или союзы, которые по умолчанию Вордстат считает стоп-словами и не учитывает. В туристической тематике запросы «авиабилеты в Париж», «авиабилеты из Парижа», «авиабилеты через Париж» — принципиально разные истории. С применением оператора + выдача будет намного точнее.
  • Оператор –. Минус помогает исключить из выдачи слова, которые делают запрос нетематическим. Например, для анализа спроса на разработку коммерческого предложения важно отминусовать слова «бесплатно», «шаблон», «скачать», «примеры». А для анализа спроса на изготовление шкафов желательно исключить из выборки слова «своими руками», «сделать самому», «ремонт», «реставрация».
  • Оператор |. Это оператор перебора, который нужен для одновременной проверки похожих запросов. Например, можно анализировать выборку отдельно по запросам «купить детские коньки», «купить фигурные коньки» и «купить хоккейные коньки», а можно сделать это быстрее, введя запрос: «купить (фигурные|хокейные|детские) коньки». И получить сводную статистику. Оператор незаменим в случаях, когда проверять приходится сотни, а то и тысячи запросов.
  • Оператор [ ]. Этот оператор тоже очень любят туристические и логистические компании, а также компании, работающие в сфере медицины. Он фиксирует в запросе порядок слов. Например, задав запрос «[лечение при осложнениях] ОРВИ» из выдачи будут исключены запросы вида «типы осложнений ОРВИ», которые меняют смысл запроса. При работе с туристической тематикой оператор поможет найти запросы «билеты [из Астрахани в Белгород], исключив поиск билетов из Белгорода в Астрахань.

Совет 2. Группируйте операторы. Некоторые операторы отлично работают в паре, помогая получить максимально точные статистические результаты. Так, хорошо работают вместе операторы «» и !. А вот операторы «» и | не сочетаются.

Совет 3. Используйте подсказки Яндекса. Поисковые подсказки — это автодополнения, которые предлагает Яндекс, если набирать тематическое словосочетание в поисковой строке браузера. Поисковые подсказки помогут в поиске трендов ниши и тем для контент-плана, поскольку они показывают ТЕКУЩИЕ интересы пользователей, тогда как Яндекс.Вордстат фиксирует историю. Кроме того, с их помощью можно получить запросы длиной более 8 слов (Яндекс.Вордстат ограничен именно 8 словами). Точных данных по тому, когда тот или иной запрос влетает в автодополнения, нет, но ориентировочно это запросы, которые пользователи вводят больше 5 раз в месяц.

Пример
  • Вводим в поисковую строку «Купить мультиварку». Видим подсказки Яндекса вида:
  • «купить мультиварку редмонд»
  • «купить мультиварку панасоник»
  • «купить мультиварку поларис»
  • Делаем вывод: есть смысл создавать страницы для каждого бренда отдельно и вести на них трафик, сделав под каждую страницу отдельную группу контекстных объявлений.

Совет 4. Помните, что количество показов того или иного запроса — не гарантия именно такого числа переходов на ваш сайт. Число переходов в конечном итоге будет зависеть от того, на какой позиции в поисковой выдаче находится сайт. Чем она выше, тем больше тематического трафика соберет ресурс.

Совет 5. Учитывайте, что не для всякого бизнеса Яндекс.Вордстат — это точный показатель. Если запросов «купить хлеб» или «купить сахар» в сервисе ничтожно мало, это не значит, что людям не нужны хлеб и сахар. Это значит лишь то, что в онлайне эти продукты покупают редко или только как дополнительные, а не основные, позиции в заказе, поэтому продвигать их бессмысленно. Надо идти в офлайн.

ИТОГО

Используя возможности Яндекс.Вордстат и собственный интеллект, можно получить большой массив информации для анализа, обработать ее, сделать выводы и скорректировать маркетинговую стратегию так, чтобы она работала на максимальных оборотах.

Данные Яндекс.Wordstat помогут вывести сайт в топ органической выдачи, повысить трафик, увеличить продажи и доходность бизнеса. Собственно, для этого он и используется, когда попадает в умелые руки.

Наши услуги по теме:
Размещение рекламы в интернете с оплатой за переход
Продвижение сайта
на лидирующие позиции в поиске
Рекомендуем прочитать
Уже точно пора уходить в онлайн. И мы знаем, как это сделать.
У многих предпринимателей возникает вопрос: что лучше — контекстная реклама или SEO? Давайте разберемся, чем отличаются эти инструменты и что все-таки использовать
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Войти, чтобы оставить комментарий: