LP и сайты Прототип сайта: что это, зачем нужен и как правильно сделать
  • #SEO
  • #Лендинги
  • #Веб-разработка
  • #Сайты
Асеев Василий автор статьи Руководитель компании / Интернет маркетолог

Прототип сайта: что это, зачем нужен и как правильно сделать

Зачем тратить время на создание прототипов сайта и есть ли от этого реальные бонусы. Объясняем на пальцах.

Асеев Василий автор статьи Руководитель компании / Интернет маркетолог
  • 10+ стаж работы в
    интернет маркетинге
  • 103 написано тематических
    статей
социальные
сети:
Содержание

Создание прототипа — важный этап в разработке сайта, и я не рекомендую его пропускать. Иначе в итоге вас, скорее всего, будет ждать тонна правок, растягивание сроков и совсем не тот конечный результат, которого вы ожидали.

Если хотите избежать таких проблем, прочитайте эту статью. Я расскажу, что такое прототип, зачем он нужен и как его правильно создать.

Что такое прототип?

Прототип — это черновик вашего будущего ресурса. Представьте, что вы строите дом: логичнее начинать процесс не с покраски стен и укладки паркета, а нарисовать план и подумать, где будет кухня, а где спальня. Прототип сайта — это такой же план для разработчиков и дизайнеров.

Прототип показывает, где на сайте будут кнопки, меню, тексты и картинки, но всё это без лишних украшений и анимации. Это просто схематичный макет, который помогает понять, как ресурс будет работать и что где будет находиться. Можно сказать, что прототип — это супер минималистичный сайт. Никаких деталей, только нужные элементы.

Чаще всего сначала рисуют простой макет — как набросок, чтобы не тратить много времени, а быстро понять, что к чему. В дальнейшем можно сделать более сложный прототип с интерактивными элементами, где можно понажимать на кнопки и посмотреть, как всё будет работать. С помощью такого макета можно даже провести юзабилити-тестирование, чтобы сделать выводы о том, насколько пользователям удобно работать с площадкой.

Главная идея всей этой затеи в том, чтобы сначала увидеть и протестировать структуру площадки и её отдельных страниц, понять, всё ли на своих местах, а потом уже переходить к полноценной разработке.

Специалисты занимаются разработкой прототипа

Зачем нужно прототипирование?

Вот несколько причин:

  1. Экономия времени и денег. Представьте, что сайт начали делать сразу, без всякого прототипирования, а потом вдруг выяснилось, что кнопка "Купить" спрятана где-то в углу, и её никто не видит. Переделывать всё заново — долго и дорого. А если бы было прототипирование, вы бы заранее могли увидеть такие проблемы и избежать лишних затрат.
  2. Понимание структуры. Макет позволяет всем участникам проекта — разработчикам, дизайнерам, заказчикам — увидеть и обсудить, как будет устроен ресурс. Это как показать план дома всем, кто его строит, чтобы потом никто не спросил: "А где тут вообще ванная?"
  3. Возможность экспериментов. Прототипирование позволяет безболезненно тестировать разные варианты. Можно менять местами блоки, добавлять или убирать элементы, проверять разные идеи и смотреть, что лучше сработает. Всё та же отсылка к ремонту: лучше передвинуть шкаф на плане, чем таскать его по комнате.
  4. Обратная связь от заказчика. Прототип — это отличная возможность показать клиенту, как будет выглядеть и работать его сайт, прежде чем переходить к разработке. Ведь гораздо проще сразу исправить какие-то моменты, чем вносить правки в уже готовую площадку, на разработку которой потрачено много времени.
  5. Удобство для пользователей. Иногда макет даже можно использовать, чтобы протестировать, насколько удобно будет пользоваться площадкой. Можно проверить, не запутаются ли пользователи в навигации, легко ли им будет найти нужную информацию. Если что-то не так, проще внести изменения на начальном этапе.

В итоге, прототипирование позволяет избежать неприятных сюрпризов, сделать сайт удобным и логичным, и значительно упростить процесс разработки.

Какие бывают прототипы?

По уровню проработанности дизайна макеты можно разделить на текстовые и графические.

Текстовые

Это схематичное описание структуры и содержания страниц без визуальных элементов. По сути, это текстовый документ, в котором подробно расписано, какие разделы и элементы будут на сайте, где они будут находиться, и какие функции выполнять.

Текстовое прототипирование помогает определить, что именно будет располагаться на каждой странице. Например, заголовки, подзаголовки, основной текст, списки и прочие текстовые элементы. На этом этапе можно решить, какой контент действительно важен, а что можно убрать или перенести. Пока нам не нужны отполированные продающие или SEO-тексты. Достаточно набросать примерные формулировки, а копирайтера к работе подключить уже на более поздних этапах.

Составление текстового прототипа занимает гораздо меньше времени, чем создание графического или интерактивного макета. А это немаловажно в начале процесса, когда нужно быстро обсудить и согласовать основные моменты проекта. На следующих этапах можно будет уделить макету больше времени и составить более подробный и проработанный прототип.

Плюсы текстовых прототипов:

  • Простота и скорость создания. Не нужно тратить много времени на дизайн и графику. Всё можно сделать быстро и без специальных инструментов для создания прототипов.
  • Фокус на сути. Поскольку визуальные аспекты отсутствуют, всё внимание сосредоточено на том, что важно — на информации и её подаче.
  • Удобство для команды и заказчика. Такие прототипы легко обсуждать и согласовывать, так как они понятны всем.

Графические

Что такое прототип дизайна сайта? Это как раз и есть графический макет. Он более визуально продвинутый и включает в себя хотя бы минимальные элементы дизайна. От текстового он отличается тем, что показывает не только структуру и содержание, но и внешний вид будущей площадки. Графическое прототипирование — это часто промежуточный шаг между простыми, черновыми набросками и окончательным дизайном.

Графический макет может включать в себя основные визуальные элементы сайта: расположение блоков, кнопок, изображений, шрифты, цвета и даже начальные версии анимаций. В отличие от текстового, графический макет даёт более точное представление о конечном виде ресурса. Здесь уже есть конкретные иконки, иллюстрации, стили оформления. Однако, этот макет всё ещё может быть упрощённым, без каких-то мелких деталей, например, без теней, эффектов и сложных анимаций.

Плюсы графических прототипов:

  • Визуализация идеи. Графическое прототипирование позволяет буквально "увидеть" будущий сайт, что значительно упрощает восприятие и обсуждение проекта.
  • Удобство тестирования. Именно такой формат позволяет заранее протестировать пользовательский интерфейс. А это возможность выявить и исправить ошибки до того, как ресурс уйдёт в разработку.
  • Упрощение работы дизайнеров и программистов. Наличие графического прототипа помогает избежать недопонимания между специалистами, поскольку он даёт чёткое представление о том, как должен выглядеть и функционировать сайт.
  • Презентация для заказчика. Такой макет является хорошим инструментом, чтобы показать проект клиенту. Он помогает утвердить ключевые решения и не получить глобальных переделок на поздних этапах.

Также прототипы можно классифицировать по уровню детализации.

Пример графического прототипа сайта

С низкой детализацией

Это самые простые и схематичные макеты. Они напоминают черновые наброски или эскизы, созданные на листе бумаги или в простых графических редакторах.

Их основная цель — показать и согласовать общую структуру страницы, расположение элементов, основную навигацию. Поэтому такие макеты показывают только расположение базовых элементов (блоки текста, кнопки, меню) без подробностей. Они не включают цветовых схем, изображений или шрифтов. 

Такие макеты обычно используются:

  • На самых ранних стадиях разработки, когда важно согласовать общую концепцию и структуру площадки.
  • Для быстрого обсуждения идей и направления проекта с командой или заказчиком.
  • При мозговом штурме, когда нужно быстро визуализировать идеи.

Со средней детализацией

Это более проработанные макеты, которые включают в себя больше деталей и начинают намекать на то, как будет выглядеть будущий дизайн.

На таких прототипах более точно расположены основные элементы, а также иногда могут быть начальные версии текста, изображения-заглушки, иконки и кнопки. Также на среднем уровне детализации может использоваться простая цветовая схема, конкретные выбранные шрифты и начальные варианты дизайна. Но всё это без излишней проработки. 

А ещё при таком прототипировании можно продемонстрировать базовую функциональность: например, переходы между страницами, работу с формами или простыми интерактивными элементами.

Такие макеты обычно используют:

  • Когда основная структура ресурса уже согласована, и нужно проработать детали, прежде чем перейти к окончательному дизайну.
  • Чтобы предварительно протестировать пользовательский интерфейс и оценить, насколько удобно будет пользоваться сайтом.
  • На стадии согласования дизайна с заказчиком, когда важно показать более реалистичное представление площадки.

С высокой детализацией

Это максимально проработанные макеты, которые близки к конечному виду сайта. Иногда они включают даже интерактивные элементы, поэтому у вас может создаваться полное впечатление работы с реальной площадкой.

Здесь мы уже видим полный дизайн ресурса: точные цвета, шрифты, изображения, иконки, анимации и эффекты. Прототипы с высокой детализацией могут быть интерактивными, с возможностью кликабельности, переходов между страницами, открытием всплывающих окон и прочих динамических элементов. На этом этапе можно полноценно оценить пользовательский опыт, выявить все ошибки или неудобства и внести финальные правки.

Такие макеты обычно используются:

  • На завершающих стадиях разработки, когда нужно утвердить окончательный дизайн и функциональность сайта.
  • Для тестирования с реальными пользователями или заказчиком, чтобы собрать обратную связь перед запуском проекта.
  • Для передачи разработчикам, как финальный эталон того, какой должна быть площадка.

Если отталкиваться от функциональности, прототипы можно разделить на статичные и интерактивные.

Статичные

Это неподвижные макеты страниц, которые только показывают, как выглядят и как расположены элементы, но не позволяют с ними взаимодействовать. По сути, это "картинки" страниц, которые демонстрируют, каким мы будем видеть ресурс.

Статичные прототипы отображают компоновку составляющих (текстов, изображений, кнопок) и общую визуальную концепцию сайта. Статичным может быть как простой черновой макет, так и детализированный графический прототип. 

Плюс статичных прототипов в том, что они быстро создаются, так как не требуют программирования или сложной настройки. Их можно сделать в любом графическом редакторе или даже на бумаге.

Интерактивные

Это более сложные макеты, которые не только отображают внешний вид страниц, но и дают возможность взаимодействовать с ними. Эти прототипы имитируют реальный вид сайта, давая возможность кликать по кнопкам и ссылкам, заполнять формы, открывать всплывающие окна, переходить между страницами и в целом видеть, как всё будет работать после завершения проекта.

Плюс здесь в том, что такое прототипирование позволяет максимально приблизиться к реальному ресурсу. Получается, что это идеальный инструмент для тестирования и демонстрации проекта. Но есть и минусы: интерактивные прототипы сложнее создать. Они требуют более детализированной проработки и чаще всего использования специальных инструментов. То есть обычным графическим редактором здесь уже не обойтись.

Команда специалистов занимается разработкой прототипа

Инструменты для создания прототипов

Конечно, простой макет можно нарисовать и на салфетке. Но зачем, если уже давно придуманы более удобные и наглядные форматы?

Photoshop

Хотя это и не специализированный инструмент для работы с прототипами, Photoshop всё равно может быть эффективным средством для их разработки, особенно если требуется создать визуально сложный и детализированный макет.

Если вы уже владеете навыками работы в программе, это может стать основным критерием для выбора. Не придётся разбираться в интерфейсе нового сервиса, а значит можно сэкономить немного времени. А превратить изображения из Photoshop в готовый прототип можно с помощью дополнительных программ. Например, Marvel или InVision. 

Также у Adobe есть свой инструмент, специально предназначенный для создания прототипов — Adobe XD. Логично, что он легко интегрируется с другими продуктами Adobe, но при этом работает только в режиме поддержки, а никаких обновлений и доработок уже больше года там не проводилось.

Все продукты Adobe платные: Photoshop стоит от 22,99$ в месяц, а Adobe XD от 9,99$ также за месяц подписки. Проблема в том, что купить их с российских карт сейчас невозможно. Но не ошибусь если скажу, что при желании продукты Adobe многие устанавливают и без подписок.

Figma

Ещё одна популярная программа, которую используют для создания векторных изображений, логотипов, презентаций и в том числе для отрисовки макетов. В Figma для создания прототипов сайтов есть даже отдельный раздел. С его помощью готовые страницы ресурса можно связать между собой, а на иконки, кнопки и всплывающие блоки можно даже добавить анимацию. Также в Figma есть функционал, чтобы адаптировать вид страницы под разные размеры экранов. Поэтому такой прототип легко можно использовать для проведения предварительного тестирования.

Ещё один плюс Figma в том, что в ней можно одновременно работать всей командой. Доступ к проекту расшаривается, за счёт чего в макет можно вносить изменения с разных устройств. Также доступ к проекту можно без проблем выдать клиенту. 

Бесплатного функционала программы вполне хватает, чтобы легко с ней работать. Конечно, в бесплатной версии есть некоторые ограничения. Например, в ней нельзя закрывать свои проекты от посторонних или одновременно создавать больше 3 совместных проектов. Но для многих команд такие ограничения несущественны.

Axure

Программа предназначена конкретно для создания макетов. Интерфейс в ней довольно простой, поэтому даже если вы никогда не сталкивались с подобными программами раньше, разобраться будет несложно. Функционал покрывает все потребности в создании прототипов для сайтов: можно выстраивать связи между страницами, анимировать элементы, делать кликабельные кнопки и т. д.

Готовый интерактивный макет можно открыть сразу в браузере, или экспортировать в формате HTML. 

Программа платная, базовый тариф стоит 25 долларов. Но есть бесплатный пробный период на 30 дней. 

Sketch

Ещё один графический редактор, доступный пользователям Mac OS. По функционалу и возможностям анимирования элементов он более простой, чем Figma или Adobe XD, зато разобраться в его интерфейсе гораздо проще. В базовом функционале возможности совместной работы в Sketch нет, но эта проблема решается подключением дополнительных плагинов. Кстати, и для других функций есть отдельные плагины, так что возможности приложения можно расширить.

Стоит программа от 10$ в месяц, но у неё также есть бесплатный 30-дневный период. 

Абстрактное изображение разработки прототипа сайта

Этапы создания прототипа

Создание качественного прототипа сайта — это пошаговый процесс, который включает несколько этапов. Каждый играет важную роль в том, чтобы макет был эффективным инструментом для разработки и финального согласования площадки. Давайте подробно поговорим про каждый шаг.

Сразу оговорюсь, что это этапы создания полноценного проработанного прототипа. При желании вы в любой момент можете остановиться и использовать для разработки менее проработанные макеты. Здесь же я расскажу про идеальную ситуацию, когда есть время на то, чтобы вдумчиво подойти к разработке и заранее протестировать все решения.

1. Сбор и анализ требований

На этом этапе у клиента и во внешних источниках собирается вся необходимая информация о проекте, его целях, целевой аудитории, требованиях по функционалу и ожиданиях.

Что делаем?

  • Проводим встречу с заказчиком для понимания его потребностей.
  • Анализируем целевую аудиторию: кто будет использовать ресурс, какие задачи с его помощью эти люди хотят решать.
  • Определяем требования по функционалу. Продумываем, какие разделы и функции нужны на площадке (например, блог, калькулятор, формы захвата, корзина).
  • Изучаем конкурентов, чтобы выявить лучшие практики. Хорошо, когда заказчик заранее просматривает чужие сайты и выбирает из них те, что нравятся ему по визуалу и другим характеристикам. Там команде разработки будет проще понимать, что от них требуется.

Результат этапа: примерное понимание того, как должен выглядеть сайт. Понятные ожидания всех сторон.

2. Разработка структуры площадки

Создание структуры ресурса — это процесс организации контента и разделов площадки в логичную, удобную для пользователей схему.

Что делаем?

  • Определяемся с основными разделами и страницами (главная, "О компании", "Контакты", "Каталог" и т.д.).
  • Разрабатываем навигационную структуру, то есть продумываем, как люди будут ходить по сайту.
  • Создаём схему ресурса, которая визуализирует все страницы и то, как они связаны между собой.

Результат этапа: готовая схема, которая показывает, где и какой контент будет находиться и как люди будут с ним взаимодействовать.

3. Черновое прототипирование (низкая детализация)

На этом этапе создаются первые наброски макета. Они будут показывать общую структуру и расположение основных элементов.

Что делаем?

  • Разрабатываем базовые схемы или эскизы страниц (можно сделать в простом графическом редакторе).
  • Определяем расположение ключевых элементов: заголовков, текстовых блоков, картинок, кнопок и меню.
  • Проводим первичное тестирование и обсуждаем эти схемы с командой и клиентом.

Результат этапа: простые макеты, которые показывают, как будут расположены основные составляющие сайта.

Схематичное расположение блоков на странице сайта

4. Проработка функциональных и визуальных деталей (средняя детализация)

На этом этапе прототип получает более проработанный вид. Уже виден будущий функционал и часть визуальных решений.

Что делаем?

  • Добавляем более точные тексты и изображения-заглушки.
  • Определяемся с цветовыми схемами, шрифтами и видом основных элементов.
  • Внедряем базовую интерактивность (например, связи между страницами).
  • Тестируем и согласовываем макет с клиентом. По результатам обсуждений вносим правки.

Результат этапа: более детализированный прототип, который показывает, как сайт будет работать и выглядеть.

5. Интерактивное прототипирование (высокая детализация)

Как мы уже обсуждали, интерактивный прототип приближен к конечному формату сайта и даёт возможность повзаимодействовать с ним.

Что делаем?

  • Добавляем кликабельные и интерактивные моменты: кнопки, формы, меню, слайдеры и т.д.
  • Добавляем окончательные версии шрифтов, цветов, картинок.
  • Тестируем все аспекты взаимодействия пользователя с прототипом.
  • Проводим юзабилити-тесты с реальными пользователями для выявления проблем и собираем обратную связь.

Результат этапа: готовый интерактивный прототип, максимально приближенный к финальному виду сайта.

6. Согласование и финальные правки

На этом этапе проводится окончательное согласование макета с заказчиком и внесение последних изменений.

Что делаем?

  • Получаем обратную связь от заказчика и вносим нужные правки.
  • Проводим финальную проверку на соответствие требованиям и изначальным ожиданиям.
  • Готовим прототип к передаче в разработку.

Результат этапа: окончательно утверждённый прототип, готовый к передаче команде разработчиков.

7. Передача в разработку

Финальный прототип передаётся разработчикам, которые начинают на основе макета создавать реальный сайт.

Что делаем?

  • Подготавливаем все материалы (макеты, спецификации, комментарии) для разработчиков.
  • Проводим встречи с командой разработки, чтобы ещё раз пройтись по деталям и обсудить непонятные вопросы.
  • Наблюдаем за процессом создания сайта, чтобы обеспечить полное соответствие итогового продукта прототипу.

Результат этапа: начало разработки сайта на основе качественного и детализированного макета.

Итого

Создание качественного прототипа сайта — это довольно долгий и поэтапный процесс, который требует внимания к деталям и постоянного взаимодействия между клиентом и командой. Но благодаря такой детальной проработке, на выходе получается самая лучшая из возможных версий сайта, которая соответствует ожиданиям всех сторон, запросам целевой аудитории и может легко соревноваться с конкурентами.

Делать прототипирование или нет — решать вам. Но знайте, что это верный способ сэкономить время и деньги на последующих правках.

Пожалуйста оцените статью, нам это важно
0 комментариев
* Все коментарии проходят модерацию, оставляя коментарий вы соглашаетесь с правилами нашего сайта. Коментарии публикуются в течении 1 часа