PEST-анализ: что это такое и зачем он нужен

Содержание статьи:

Для долгосрочного стратегического планирования часто используют специальные инструменты, которые позволяют облегчить процесс. Один из них — PEST-анализ. Как его провести? Из каких элементов он состоит? Как выглядит готовый ПЕСТ-анализ? Обо всём этом в статье.

PEST-анализ и STEP-анализ: что это такое

PEST-анализ помогает выявить и описать параметры внешней среды, которые могут повлиять на успех организации. Название инструмента — это аббревиатура, где каждая буква означает одну из четырёх групп факторов: P — политические, E — экономические, S — социокультурные и T — технологические.

В зависимости от того, какая группа факторов для бизнеса приоритетнее, иногда метод называют STEP-анализом.

Метод ПЕСТ-анализа был представлен в 1967 году в публикации “Scanning the Business Environment” профессора Фрэнсиса Агилара. Он первый придумал разделить всё влияние внешней среды на четыре группы факторов. Изначально инструмент назывался ETPS-анализом, но для удобства и запоминаемости буквы поменяли местами.

Результаты этого метода часто используются также для проведения SWOT-анализа.

ПЕСТ-анализ: для чего нужен?

Главная цель PEST-анализа — узнать, какие факторы макросреды среды могут оказать влияние на успешность бизнеса. Какие из них помешают нам достичь долгосрочных целей, а какие, наоборот, дадут возможности для роста и масштабирования.

Используя PEST-анализ компании, можно узнать:

  • Будет ли продукт пользоваться спросом на рынке
  • Какие преимущества конкурентов наша компания могла бы использовать
  • Стоит ли выходить на рынок другой страны
  • Что в будущем может негативно сказаться на развитии бизнеса

Задачи, которые решает PEST-анализ рынка:

  • Выявление факторов, которые сильнее всего могут повлиять на организацию
  • Прогнозирование возможностей развития фирмы
  • Структурирование информации о влиянии на бизнес макросреды

Расширенные варианты PEST-анализа

Помимо классического варианта анализа, существуют и его расширенные версии, где рассматривается больше четырёх групп факторов.

SLEPT

Здесь добавляется ещё один фактор — правовой (Legal).

PESTEL

Дополнительные группы факторов — экологическая среда (Ecological) и правовое поле (Legal).

STEEPLE

Помимо основных факторов, включает ещё экологическую обстановку (Ecological), правовое поле (Legal) и этические моменты (Ethical).

PESTELI

Это все факторы, которые входят в методику PESTEL. Плюс анализ отрасли, в которой работает фирма (Industry).

LONGPEST

Это расширенная версия, где все факторы PEST-анализа оцениваются на местном, государственном и мировом уровне (Local + National + Global factors).

Из чего состоит метод PEST-анализа?

Давайте разберём, какие пункты входят в каждую группу.

1. Political — Политические факторы

Проведение ПЕСТ-анализа начинается с оценки политической ситуации. Какие моменты здесь можно оценить?

  • Политическая ситуация в стране и её стабильность
  • Уровень коррупции, наличие бюрократических процедур, которые тормозят многие процессы
  • Межгосударственные отношения
  • Внутренняя политика государства, в том числе налоговая
  • Степень влияния государства на бизнес и вашу отрасль
  • Отношение к частной собственности
  • Наличие налоговых льгот, поддержки бизнеса

Какие вопросы могут помочь выявить политические факторы PEST-анализа?

  • Когда состоятся следующие местные или государственные выборы? Есть вероятность, что это как-то отразится на бизнесе и вашей отрасли?
  • Как государственные органы относятся к экологии и защите прав потребителей?
  • Насколько в государстве присутствует главенство закона? Высокий ли уровень коррупции? Распространена ли организованная преступность?
  • Как обстоят дела во внешней политике? Прослеживаются ли тенденции к введению санкций с одной или другой стороны?

2. Economical — Экономические факторы

Эта группа отвечает за все основные макроэкономические показатели в методике PEST-анализ. Экономические факторы — это все параметры, которые оказывают влияние на рынок и платёжеспособность населения. Что входит в эту группу?

  • Темпы изменения экономики в целом в стране и вашей отрасли в частности
  • Изменения курса валют
  • Оценка рынка труда, уровень безработицы
  • Степень вовлечённости страны в международную торговлю
  • Уровень инфляции
  • Насыщенность рынка, конкуренция в вашей сфере
  • Возможности привлечения иностранных инвестиций
  • Стабильность цен на энергоресурсы
  • Уровень таможенных пошлин

Какие вопросы могут помочь определить экономические факторы ПЕСТ-анализа?

  • Как сейчас ведёт себя экономика: растёт, падает или находится в стагнации?
  • Насколько стабильна национальная валюта и есть ли вероятность изменения ситуации?
  • Доходы потребителей растут или снижаются?
  • Есть ли предпосылки к росту стоимости сырья и энергоресурсов?

3. Socio-cultural — Социокультурные факторы

Здесь мы оцениваем потребительские предпочтения, вероятность их изменения и уровень будущего спроса на наши продукты.

  • Уровень образованности и квалификации кадров
  • Особенности менталитета
  • Особые традиции, мифы и предубеждения
  • Динамика населения: растёт оно или снижается
  • Главные ценности основной массы людей
  • Моральные установки и влияние религии
  • Влияние на людей моды и СМИ

Вопросы, которые помогут выявить основные социальные факторы PEST-анализа:

  • Какие общественные установки могут отражаться на вашем бизнесе?
  • Насколько быстро прирастает или уменьшается население? Какой его половозрастной состав?
  • Как меняются ожидания и предпочтения клиентов в вашей сфере?

4. Technical — Технологические факторы

Эта группа факторов помогает вовремя увидеть возможности для роста и не отставать от конкурентов в технологическом плане.

  • Уровень инновационности отрасли
  • Возможность получать гранты и дотации на новые исследования
  • Проникновение интернета и мобильных технологий
  • Затраты других участников рынка на разработку новых технологий
  • Уровень развития системы патентов и лицензий
  • Возможность изменения ключевых технологий, которые используются в отрасли

Вопросы, помогающие определить основные технологические факторы ПЕСТ-анализа:

  • Есть ли какие-то недавние изобретения, которые можно применить для развития вашей компании?
  • Есть ли у других игроков какие-то технологические разработки, которые вы пока не используете?
  • Ожидается ли какое-то серьёзное изменение в технологиях, которое может полностью поменять работу в отрасли?

Методика PEST-анализа: преимущества и недостатки

Метод SWOT и PEST-анализа: общие моменты и отличия

SWOT-анализ описывает бизнес с двух ракурсов: его внутренние сильные и слабые стороны + внешние возможности и угрозы. PEST-анализ внутренней среды провести нельзя. Этот метод рассматривает только то, что находится вовне.

Как определить к какой среде относится фактор? Достаточно задать простой вопрос: “Может ли компания его изменить?”. Если да, то параметр относится к внутренней или микросреде. Нет — ко внешней или макросреде.

Иногда фактор может подходить сразу к обеим средам, но с разных сторон. Например, у компании есть возможность производить продукт из экологически чистого материала, а это сейчас пользуется спросом. Здесь одновременно представлена и сильная сторона фирмы (возможность производить) и возможность внешней среды (спрос на экологически чистые материалы).

Оба анализа относятся к стратегическим методам планирования и не требуют сложных расчётов. Результаты в обоих случаях обычно представляют в виде матрицы с четырьмя квадрантами.

PEST-анализ факторов внешней среды часто используют при подготовке к проведению SWOT-анализа. Метод может помочь с выявлением возможностей и угроз.

Как сделать ПЕСТ-анализ: пошаговая инструкция

Подробно распишем этапы PEST-анализа.

Шаг 1. Перед проведением анализа нужно собрать список всех параметров, которые могут влиять на компанию. Как мы уже говорили, это должны быть факторы из четырёх групп: политические, экономические, социальные и технологические. Помочь могут вопросы, которые мы перечислили выше. Чтобы список получился максимально полным, можно привлекать к этому экспертов. Дальше мы разберём пример анализа и посмотрим, какие факторы это могут быть.

Шаг 2. Составьте общую сводную таблицу. Чтобы провести ПЕСТ-анализ, таблица должна выглядеть примерно так:

Шаг 3. Определите, как сильно на фирму может подействовать каждый фактор. Оцениваем по трёхбалльной шкале: 1 — почти никак не повлияет, 2 — на бизнесе скажется только сильное потрясение, 3 — любое самое маленькое изменение сильно отразится на организации.

Шаг 4. Оцените вероятность того, что фактор изменится. Здесь к анализу часто привлекают экспертов, которые разбираются в отрасли. Каждый из них ставит оценку, а потом из них высчитывается средняя арифметическая. Факторы оцениваются по системе от 1 до 5, где:

1 — ситуация не изменится

2 — возможны изменения

3 — ситуация изменится, но незначительно

4 — всё ощутимо изменится

5 — ситуация очень сильно поменяется

Шаг 5. Посчитайте реальную значимость каждого отдельного параметра. Формула для расчёта:

Влияние одного фактора / итоговая сумма влияний * средняя арифметическая оценок экспертов

PEST-анализ: таблица

Шаг 6. Матрица PEST-анализа. Располагаем пункты по убыванию. Чем выше получилась значимость, тем более важную роль играет параметр. А значит, нужно обратить на него большее внимание.

Шаг 7. PEST-анализ: вывод. На последнем этапе каждый параметр мы описываем с трёх сторон: как он может повлиять на отрасль, как отразится на фирме, что можно сделать, чтобы уменьшить его эффект.

PEST-анализ: пример

Теперь рассмотрим весь процесс на примере кофейни.

1. Расписываем все факторы и делим их на группы.

Политические:

  • Международные отношения России со странами-поставщиками зёрен
  • Ограничения сферы общественного питания в условиях пандемии

Экономические:

  • Нестабильность курсов валют
  • Пандемия влияет на покупательную способность населения

Социальные:

  • Изменение потребительских предпочтений, другие требования к качеству
  • Изменение потребительского поведения: более частый заказ доставки, меньшее количество реальных посетителей

Технологические:

  • Появление инновационных технологий обжарки зёрен
  • Развитие технологий в сфере обслуживания: мобильные приложения, безналичные чаевые. Появление их у конкурентов

2. Составляем сводную таблицу и оцениваем каждый отдельный параметр.

Например, первый политический фактор может сильно отразиться на успехе кофейни. Поэтому ставим три балла. Второму параметру тоже можно дать три балла. Если в силу снова вступят ограничения, продажи в кофейне могут сильно упасть, либо вообще прекратиться. Так мы проходимся по всем пунктам.

3. Оцениваем вероятность изменений факторов. Для примера поставим баллы от нескольких воображаемых экспертов.

4. Составляем матрицу.

5. Делаем выводы.

Составляем таблицу, куда заносим все факторы и расписываем, как именно они могут повлиять на отрасль и компанию. Также здесь предлагаем возможные решения потенциальных проблем.


4 правила эффективного анализа

  1. Описываем только те параметры, которые гипотетически могут повлиять на нашу организацию. Часто в этом месте совершают ошибку. А потом в сводной таблице просто ставят ноль тем пунктам, которые никак не влияют на компанию.
  2. Важно оценивать не только текущее состояние, но и прогнозировать возможные изменения.
  3. Для получения более объективного анализа привлекайте к работе экспертов и сотрудников компании. Также изучите всю доступную информацию по вашему рынку.
  4. Посмотрите на развитие вашей отрасли в других странах. Возможно так вам удастся выделить проблемы, которые могут возникнуть у вас в будущем. А ещё увидеть направления развития, которые ваши конкуренты пока не используют.

Готовый PEST-анализ: что делать с результатами?

Мы всегда используем PEST-анализ внешней среды, когда разрабатываем стратегии продвижения в наших проектах. Для чего могут понадобиться его результаты?

  • Оценить вписывается ли текущая стратегия компании в изменения рынка
  • Более качественно провести SWOT или другой маркетинговый анализ
  • PEST помогает в принятии более взвешенных решений: выходить ли на новый рынок, выпускать ли ещё один продукт, менять ли стратегию и так далее
  • Подготовиться к возможным изменениям ситуации

Итого

PEST-анализ относится к инструментам планирования и помогает оценить окружение организации в разрезе четырёх групп факторов: политических, экономических, социокультурных и технологических. Существуют и более расширенные версии, где оценивается больше факторов.

Конечно, ПЕСТ-анализ не даёт полной исчерпывающей картины и довольно субъективен. Но всё-таки его использование может помочь вовремя выявить возможные угрозы для бизнеса. А значит, у руководства будет время подготовиться к ним, оптимизировать стратегию и обойти конкурентов.

Наши услуги по теме:
Размещение рекламы в интернете с оплатой за переход
Продвижение сайта
на лидирующие позиции в поиске
Аналитика становится доступной и понятной
Рекомендуем прочитать
Отрицательные отзывы о вашей компании могут сильно повлиять на потенциальных клиентов. Иногда это может стать решающим фактором в принятии решения. В этой статье мы расскажем о том, какие негативные отзывы бывают, и как правильно с ними работать.
Отдел продаж — один из самых важных элементов любого бизнеса. Рассказываем, как оценить его эффективность.
Сквозная аналитика позволяет увеличивать продажи и чистую прибыль в десятки раз. Рассказываем, как мы работаем с ней в сервисе Roistat: какие отчеты делаем, что в них оцениваем и как действуем потом.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Войти, чтобы оставить комментарий:
Полезное видео каждую неделю. Подписывайся!