Региональная оптимизация сайта: как продвигаться в других городах и по всей России

02 февраля 2022 18:06 Обновлено 02 февраля 2022 18:38

Региональная оптимизация помогает вашему сайту показываться в поиске только тем людям, которые вероятнее всего смогут воспользоваться вашими услугами. Какой бы шикарный шиномонтаж у вас не был, будем реалистами — вряд ли кто-то поедет в него из другого города. Поэтому если человек прямо в поисковом запросе упоминает конкретный город, пишет фразу вроде “рядом со мной” или просто заходит в интернет с мобильного, поисковик скорее покажет ему сайты именно тех компаний, у которых есть локальная привязка. А если её не сделать, то вы можете потерять довольно большой поток трафика. Ну или переплачивать за то, что соревнуетесь в выдаче не только с местными ресурсами, а со всей Россией.

Содержание статьи:

Что такое регион сайта и зачем нужна привязка к нему?

Что такое регион сайта

По сути регион сайта должен быть равен области, которую в состоянии обслуживать ваша компания. Такая привязка важна и для локального бизнеса, который оказывает услуги или доставляет товары только в одном городе, и для компаний, которые хотят выйти на новые рынки и заняться своим SEO-продвижением по другим регионам.

Зачем вообще нужна локализация? Есть несколько причин:

  • Выдача поисковика уже давно стала персональной. Каждый человек видит те ресурсы, которые с наибольшей вероятностью подойдут именно ему. Именно поэтому, чтобы проверить эффективность SEO продвижения, мало просто ввести запрос в Яндекс и посмотреть на каком месте находится ваш сайт. Из-за того, что вы часто на нём бываете, скорее всего, он по умолчанию будет показываться в выдаче выше, чем у других пользователей.

  • Если вы работаете на локальном рынке и не хотите соревноваться за внимание пользователей с ресурсами со всей России, региональное продвижение сайта — это ваш шанс снизить для себя уровень конкуренции и тратить на SEO гораздо меньше. Исключения, это только Москва и Петербург. Там продвигаться в любом случае будет довольно дорого.

  • Из-за распространения мобильного интернета, поисковик автоматически распознаёт местоположение пользователя и предлагает ему релевантные результаты. А если на вашем ресурсе нет информации об адресе компании, то шанс на то, что вас покажут в выдаче, уменьшается.

  • Поисковые системы любят местные ресурсы. Поэтому при прочих равных условиях сайт с региональной привязкой будет в выдаче выше.

Типы пользовательских запросов

Все пользовательские запросы в интернете можно разделить на:

  • Геозависимые;

  • Геонезависимые.

Если используется геозависимый запрос, поисковая выдача будет заточена под регион. Например, человек вводит запрос: “заказать такси пенза”. Тогда ему выпадут страницы перевозчиков, которые работают именно в этом городе. Но пользователю необязательно упоминать топоним, чтобы запрос стал геозависимым. К этой категории по определению относится всё, где важно местоположение компании. Например:

  • Покупка товаров в розничных магазинах;

  • Услуги (парикмахерская, шиномонтаж, ветеринарная клиника, медицинская лаборатория и т.д.);

  • Местные новости и события;

  • Доставка еды, заказ такси и т.д.;

  • Интернет-магазины, у которых есть доставка.

Другие запросы, для которых не важна локализация, называют геонезависимыми. В выдаче по таким запросам вы, скорее всего, увидите информационные ресурсы. Например, это образовательные платформы, блоги, онлайн-кинотеатры, электронные библиотеки, ресурсы с рецептами и т.д. 

Чтобы понять, нужна ли вам вообще локальная привязка, важно понять, каких запросов в семантическом ядре у вас больше: геозависимых или нет.   

Где и как указывать регион?

В разных поисковых системах нужно отдельно поработать с локальной привязкой. Конечно, география может быть присвоена сайту и автоматически после анализа вашего контента, но лучше всё-таки не полагаться на счастливый случай. 

Вот какие способы для продвижения сайта в регионах можно использовать в Яндексе:

  • Через Вебмастер;

Здесь можно вручную выбрать до 7 регионов, к которым будет привязан ваш сайт. Чтобы настроить привязку, нужно:

  • Добавить в раздел “Контакты” на своём ресурсе все ваши адреса в разных городах;

  • С помощью микроразметки обозначить эту контактную информацию;

  • Добавить в Справочник карточки всех организаций (один адрес — одна карточка);

  • Вручную добавить нужные регионы через инструмент “Региональность”.

Если вам нужно добавить больше 7 регионов, можно сделать это вторым способом, о котором мы рассказываем ниже.

  • Через Яндекс.Справочник.

Где и как указывать регион сайта

Для этого вы заходите в Справочник и также создаёте карточки отдельных организаций в разных регионах. При этом все адреса также должны быть перечислены в разделе с контактами. Автоматически у вас появится карточка на Яндекс.Картах, и пользователи смогут найти вас ещё и там. В Справочнике можно привязать сколько угодно филиалов, но только если у вас реально есть представительства во всех этих городах. Модераторы внимательно проверяют всю информацию и смухлевать не получится.

А вот как географическую привязку можно настроить в Google:

  • Через Google Search Console;

Вообще Google автоматически определяет страновую принадлежность по доменной зоне, а этот способ подходит для тех случаев, когда сделать это не получается. Например, если доменная зона .org или .com. Тогда вы можете зайти в инструмент “Таргетинг по странам и языкам” и выбрать нужное государство. Город здесь выбрать нельзя, а значит никакого преимущества для раскрутки сайта в конкретном регионе это не даст.

  • Через Google My Business.

А вот этот способ уже может повлиять на положение в поисковой выдаче. Если привязать сайт к карточке организации в Google Мой Бизнес, то он будет чаще отображаться по геозависимым запросам. Так же, как и в Яндексе, для этого придётся указать реальные адреса ваших филиалов, пунктов выдачи, представительств и т.д.

В любом случае нужно соблюдать одно правило: выбирайте регион как можно точнее. То есть если находитесь в Петербурге, то выбирайте именно его, а не Петербург + ЛО. Ведь если у вашего конкурента будет более узкая область, то поисковик выше продвинет в выдаче именно его.  

Есть и другие способы обозначить локализацию, но о них мы расскажем дальше. Они подойдут и в случае, если вас интересует продвижение сайта в регионах, но представительств там у вас нет.

Как поисковик определяет региональность?

Если сайт не зарегистрирован в каталогах и у него нет региональной привязки, то поисковик постарается автоматически определить его локацию. Например, Яндекс делает это через:

  • IP хостинга, к которому привязан сайт;

  • Анализ контента. На ресурсе может быть телефон с кодом города, адрес, почтовый индекс или другие упоминания топонимов. 

А про Google мы уже говорили — обычно он просто смотрит на доменную зону, чтобы уточнить страну. 

Различие подходов Яндекса и Google

Вообще, Google не так силён в локальной выдаче, как Яндекс. Он не делает акцент на узкое региональное SEO, а в основном ориентируется только на страну. Поэтому, даже с привязкой местоположения, в Google Analytics можно увидеть, что на ресурс заходят люди из самых разных мест. Конечно, где-то может быть больше трафика, но почти никогда не бывает ситуации, когда на Москву приходится 95%, а на остальные населённые пункты 5%.

Яндекс больше внимания уделяет локализации, поэтому если ваш сайт привязан, например, к Геленджику, то большинство посетителей из поиска будет приходить именно из этого города. Ещё с 2009 года поисковик использует алгоритм “Арзамас”, который как раз формирует выдачу с учётом местоположения человека.

Как продвигаться с учётом региональности?

Глобально возможны две стратегии продвижения: либо в одном регионе, либо сразу в нескольких. Если компания небольшая и вы работаете только на локальном рынке, есть смысл настроить привязку одним из способов, о которых мы говорили выше. Лучше, сделать это и в Google, и в Яндекс, даже если вам кажется, что в вашем городе какой-то поисковик популярнее. Эта процедура займёт не так много времени, но может дать вам преимущество в выдаче. 

Если вы работаете в нескольких городах, придётся приложить больше усилий. Дальше мы поговорим про разные варианты, которыми в таком случае можно руководствоваться. 

Методы продвижения сайта в нескольких регионах России

Для продвижения сразу в нескольких городах, областях или республиках можно выбрать одну из следующих стратегий:

  • Присвоить одному ресурсу сразу несколько регионов (метод, о котором шла речь выше);

  • Сделать отдельные страницы под разные города;

  • Создать папки (один город — одна папка);

  • Сделать поддомены (один город — один поддомен);

  • Создать отдельные сайты под каждый город (дорогостоящий метод, который редко используют).

Выбор стратегии зависит от тематики и специфики конкретного сайта. Но чаще всего задают такой вопрос: “Для регионов лучше использовать поддомены или папки?”. Ответ будет таким: скорее поддомены, но и папки в некоторых случаях могут хорошо работать. 

Вообще папки используют довольно редко. В этой стратегии есть смысл, только когда вы проанализировали выдачу по важным для вас запросам, и увидели, что многие конкуренты используют для продвижения именно их. Чаще всего папки хорошо работают для продвижения в Google, но опять же без анализа выдачи никакие выводы делать нельзя.

Анализ конкурентов

Анализ конкурентов

Если вы хотите продвигаться в нескольких городах, выбор стратегии будет зависеть от того, какого пути придерживаются другие компании в вашей сфере. Как и всегда в SEO, работает золотое правило: смотрим на конкурентов и делаем как они или лучше. 

Давайте на примере текстов. Анализ конкурентов не значит, что можно полностью скопировать чужой контент, опубликовать у себя и начать снимать сливки. Но важно посмотреть на объёмы текстов, дополнительные материалы (фото, видео), оформление и т.д. То же самое и со стратегией продвижения в нескольких регионах. Мы не слепо копируем, а анализируем, что хорошо работает для нашей сферы.

Чтобы проанализировать конкурентов, можно воспользоваться специальными функциями в инструментах для SEO специалистов. Обычно достаточно добавить семантику и выделить нужные регионы, а сервис покажет компании-лидеры в нише и их представленность в разных городах. Например, сделать такой анализ можно через сервисы вроде Пиксель Тулс, SE Ranking, PR-CY и т.д.

Плюс, можно посмотреть рейтинг URL, которые чаще всего показываются пользователям. Там вы увидите, какая стратегия помогает компании оказываться в топе: папки, страницы, поддомены или отдельные сайты. Это можно понять, просто посмотрев на ссылку. Если ссылка выглядит примерно так: site.ru/novosibirsk/books, то используются папки. Если так: novosibirsk.site.ru, то используют продвижение поддоменами. Ну а с отдельными сайтами всё и так понятно.

Внутренняя и внешняя оптимизация

Вот какие принципы важно соблюдать при внутренней оптимизации. И неважно, какую именно стратегию вы используете: папки, поддомены, отдельные страницы или что-то другое.

  • Использовать название города, области, края, республики или района в title, description и h1;

  • Оптимизировать контент под локальную специфику. Например, можно указать особенности доставки, отзывы местных клиентов или другую уникальную для местности информацию. Также важно использовать в контенте ключевые слова с топонимами. Необязательно делать это в лоб, как десять лет назад. Если просто вставить в текст фразу “заказ кухни Москва”, работать это не будет. Сейчас вместо стандартных SEO текстов можно использовать LSI копирайтинг;

  • Если вы решили использовать отдельные поддомены, то в контенте не должно быть упоминаний других городов, кроме основного;

  • Добавлять локальные номера телефонов. Конечно, в некоторых случаях телефон с кодом 8-800 тоже можно использовать, но лучше всё-таки сделать местные номера;

  • Соблюдать все те же правила, которые важны для хорошего ранжирования основного ресурса: подробно отвечать на запрос пользователя, иметь высокое юзабилити, проставлять корректные цены и наличие товара, адаптироваться под мобильные, быстро загружаться и т.д. Только так можно конкурировать в выдаче с местными.

Для лучшего продвижения в Яндексе мы также советуем зарегистрировать компанию на Яндекс.Маркете. Конечно, это актуально только для интернет-магазинов. 

Что касается внешней оптимизации, ссылочное продвижение региональных версий должно основываться на местных донорах. То есть ресурсы, которые ссылаются на локальную версию, должны совпадать с ним по географии. Плюс, хорошо, если в анкорах внешних ссылок также упоминается конкретный город, к которому привязана страница. Это важные факторы, которые помогают получить реальный результат от ссылочного продвижения. Особенно это актуально для Google, который уделяет большое внимание качественным внешним ссылкам. 

Также можно зарегистрироваться в местных каталогах и справочниках, размещать контент у локальных блогеров и в СМИ.

Ещё несколько важных советов

  • Если вы уже определились, как продвигать свой сайт в регионах, то для начала лучше взять несколько областей для теста, отладить процессы на них, а потом уже масштабироваться дальше. Это поможет быстро исправить ошибки, которые с большой вероятностью будут допущены на первых этапах. 

  • Не добавляйте лишние регионы, в которых вы не работаете, только ради продвижения. Это работает наоборот: чем больше регионов, тем хуже видимость в выдаче. Видимо, поисковики считают, что небольшие локальные ресурсы могут дать более полезную информацию, чем те, кто продвигается сразу в 20 областях.

  • Чтобы выбрать новые регионы для масштабирования бизнеса, оцените запросы через Яндекс.Вордстат: как много людей ищут ваш продукт в конкретном городе, есть ли вообще на него спрос. 

  • Чтобы вывести сайт в топ в регионах, мало просто создать поддомены и добавить название города в заголовок страницы. Здесь, как и почти везде работает правило: если вы реально вложились в процесс, то будете получать трафик и позиции. А если стратегия: сделаем тяп-ляп, посмотрим выстрелит или нет, а потом будем решать докручивать до нормального варианта или нет, то ничего не сработает. 

Наши услуги по теме:
Продвижение сайта
на лидирующие позиции в поиске
Аналитика становится доступной и понятной
Рекомендуем прочитать
Разбираемся, что за зверь SEO-аудит, и предлагаем три варианта, как его провести. Спойлер: вам ничего не придется делать.
У многих предпринимателей возникает вопрос: что лучше — контекстная реклама или SEO? Давайте разберемся, чем отличаются эти инструменты и что все-таки использовать
Подпишитесь на полезный контент
Есть интересный проект?
Давайте его обсудим!
Обсуждения
Полезное видео каждую неделю. Подписывайся!
Вернуться к оглавлению