Улучшаем поведенческие факторы сайта: инструкция из 5 шагов

Содержание статьи:

Яндекс и Google постоянно улучшают алгоритмы своих поисковых систем, чтобы предоставлять пользователям максимально релевантную информацию.

Как сделать так, чтобы ваш сайт в результатах выдачи увидело максимальное количество людей? Один из вариантов — улучшить поведенческие показатели. Что это такое? Какое влияние эти факторы оказывают на ранжирование сайтов и их продвижение? Как повлиять на поведенческие факторы сайта? Разбираемся в этой статье.

Что такое и зачем нужны поведенческие факторы?

Поведенческие факторы — это множество показателей, которые описывают поведение пользователей на сайте. Оценивая их, поисковые роботы делают выводы о том, насколько сайт качественный. В зависимости от этого они могут повысить или понизить его позиции в поисковике.

Как эти факторы влияют на позицию сайта в выдаче?

Яндекс придерживается концепции “сайты для людей”, поэтому продвижение поведенческими факторами в их поисковой выдаче имеет одно из главных значений.

Google не раз говорил, что не учитывает влияние поведенческих факторов в своей системе поиска. Но мы им не очень верим. Хотя бы потому, что на место сайта в поисковой выдаче Google точно влияет удобство использования с мобильных устройств. А mobile first indexing как раз включает в себя часть этих факторов.

Как работает метод ранжирования сайтов?

К примеру, человек вводит запрос “купить детские тюбинги”. Поисковик выдаёт результаты, и пользователь кликает на самую верхнюю ссылку. Спустя несколько секунд человек понимает, что этот сайт не может предложить то, что ему нужно, и закрывает его. Если такая ситуация повторяется редко, позиция в поисковой выдаче не изменится. Но если каждый второй пользователь слишком быстро уходит с сайта, поисковик решит, что там находится неактуальная информация, которая не отвечает запросам пользователей. Тогда его позиции понизятся.

И наоборот, если пользователи долгое время проводят на сайте, кликают по разным страницам, просматривают контент — система решит, что сайт помогает решать проблемы юзеров. Тогда место в поисковой выдаче будет выше.

Какие виды поведенческих факторов сайта бывают?

Обычно их делят на внешние и внутренние. Внешние поведенческие факторы описывают взаимодействие пользователя с сайтом на уровне поисковой выдачи. Внутренние показывают, как человек ведёт себя после перехода на него.

Внешние факторы

●      Кликабельность сниппета

Сниппет — это релевантный запросу пользователя отрывок текста, который поисковая машина нашла на вашем сайте. Он включает в себя адрес страницы, заголовок и описание. По информации из сниппета пользователь делает вывод о том, что находится на странице.

Чем больше CTR (кликабельность) вашего сайта, тем более релевантным для пользователя он считается.

●      Единственный переход из поисковика

Контент, размещённый на сайте, максимально полно ответил на запрос пользователей. Поэтому многие решили не возвращаться к результатам выдачи и не просматривать остальные сайты.

●      Последний переход из поиска

Человек искал информацию на разных сайтах, но в итоге нашёл всё необходимое у вас. Такое пользовательское поведение благоприятно сказывается на рейтинге сайта.

●      Возвращение к результатам поиска

Если после перехода по одной ссылке пользователь снова возвращается к результатам поиска, сайт не удовлетворил его запрос.

●      Число прямых заходов

Люди попадают на вашу площадку не только из результатов поиска. Например, сайт можно добавить в закладки или ввести адрес вручную. В этих случаях система решает, что сайт качественный и полностью решает проблему пользователя.

●      Длина клика

Чем длиннее клик, тем дольше человек провёл на сайте, прежде чем вернулся обратно к поиску.

Внутренние факторы

●      Время, проведённое на сайте

Чем дольше пользователь находится на странице сайта, тем выше оценивает ресурс поисковая система. Не всегда этот показатель справедлив: ведь человек может долго находиться на сайте, например, из-за запутанного интерфейса. Пользователь просто пытается разобраться в громоздком меню или не видит нужной кнопки. Именно поэтому все эти факторы оцениваются только в комплексе.

Время также может отличаться в разных категориях сайтов: в интернет-магазине люди обычно проводят больше времени, чем на сайте заказа такси.

●      Глубина просмотра страниц

Показатель определяет, сколько страниц пользователь просмотрел за один визит. Хорошо, если человек долго изучает информацию и переходит с одной страницы на другую.

●      Глубина прокрутки страницы

Если сайт одностраничный, показательным будет параметр глубины скролла страницы. Такой показатель часто важен для новостных сайтов, блогов и онлайн-магазинов.

●      Показатель отказов

Пользователь может закрыть сайт спустя несколько секунд после входа. Например, страница может долго загружаться, человек может нажать на ссылку случайно, на сайте может не оказаться нужных данных.

Google Analytics и Яндекс.Метрика считают процент отказов по-разному. Google признаёт отказом все сеансы, где пользователь посмотрел только одну страницу сайта. Поэтому для одностраничников этот показатель нет смысла оценивать.

Яндекс называет отказом сеансы, в которых соблюдаются одновременно два условия: длина визита продолжается менее 15 секунд, а человек за время визита просматривает не больше одной страницы.

●      Действия посетителей

Активность пользователей — хороший знак для поисковых систем. К таким действиям относятся: регистрация, подписка на рассылку, репост информации в социальные сети, любые конверсионные действия.

Как поисковики узнают о том, что люди делают на сайте?

Во-первых, у Яндекса и Google есть собственные браузеры. Часть информации они получают оттуда. Помимо того что браузеры хранят всю историю пользователей, какие-то сайты люди сами добавляют в закладки. Это тоже влияет на оценку сайта системой.

Во-вторых, у поисковиков есть свои системы аналитики — Google Analytics и Яндекс.Метрика. Владельцы устанавливают на своих сайтах счётчики, чтобы отслеживать поведение своих посетителей. А поисковые системы используют всю эту информацию для того, чтобы ранжировать сайты в выдаче.

Где посмотреть данные о поведении пользователей на сайте?

Как мы уже говорили раньше, у поисковых систем есть свои инструменты для аналитики: Google Analytics и Яндекс.Метрика. Эти программы бесплатно устанавливаются на сайт и помогают владельцам следить за тем, как люди пользуются их сайтом.

Важно использовать два инструмента одновременно, потому что каждый показывает трафик только из своей поисковой системы. А ещё функционал у них немного отличается.

Например, в Яндекс.Метрике есть инструмент Вебвизор, который позволяет буквально подсматривать за пользователями. Он записывает все движения курсора, клики и проскролливания.

В Google есть функция режим реального времени. С её помощью можно узнать, сколько человек находится на площадке прямо сейчас, что они смотрят и сколько минут уже провели на сайте.

Зачем оценивать так много показателей?

Чем выше позиция сайта, тем больше шанс, что пользователи на него перейдут. Логично, что от этого напрямую зависит ваша прибыль.

Анализ поведенческих факторов помогает сделать вашу площадку более удобной для пользователей.

Например, мы увидели, что процент отказов за последний месяц повысился. Тогда мы можем выдвинуть несколько гипотез о том, почему это произошло. После этого желательно внести изменения на сайт и проверить эти гипотезы в действии. Если одна из них окажется правдой, показатель отказов улучшится. Это может не только повысить рейтинг сайта в поисковой выдаче, но и увеличить конверсию.

О том, что ещё влияет на конверсию, мы рассказывали в статье «Как увеличить конверсию сайта? 10 рабочих способов»

Почему накрутка — зло?

Если позиции сайта в поисковой выдаче зависят от поведения пользователей, значит, можно нагнать ботов, сымитировать активность и быстро вывести его в топ-выдачи. Profit!

Не совсем так. Яндекс очень строго следит за накрутками и накладывает на нарушителей санкции. В справке написано, что ограничения за некорректный метод продвижения могут снять только через 8-12 месяцев с момента последней накрутки.

Всё это время придётся работать вхолостую. А работать нужно, потому что поисковику необходимо доказать, что вы исправились и больше не пользуетесь такими методами. Вдобавок все прошлые усилия по продвижению сайта будут впустую.

Иногда даже проще начать всё заново. Ведь не у всех компаний есть деньги и время на такой долгий простой бизнеса. Поэтому вопрос “Как накрутить поведенческие факторы?” лучше сразу забыть.

Google официально не разглашает информацию о том, запрещена ли у них накрутка поведенческих факторов и следует ли за это бан. Но рисковать мы всё-таки не рекомендуем.

Что может ухудшить поведенческие факторы?

●      Непривлекательные сниппеты

Из описания сайта в поисковой выдаче сразу должно быть ясно, как ваша информация может помочь человеку. Неинтересный и неинформативный сниппет может отпугнуть пользователей, даже если ваш сайт стоит на первом месте в выдаче.

●      Устаревший дизайн и плохое юзабилити

Баннер, который невозможно закрыть, мелкий шрифт, неработающий поиск. Такую страницу хочется закрыть и забыть о ней, как о страшном сне. Даже если на вашем сайте размещена актуальная для пользователей информация, неудобство пользования сайтом перекроет все её плюсы. Люди просто не захотят тратить время на то, чтобы разобраться, как работает ваш сайт.

●      Неактуальный контент

Часто человек хочет быстро получить ответ на свой вопрос и уйти. Но нужной информации на странице может просто не быть. Или она спрятана так глубоко, что найти её - целый квест. Всё это тоже приводит к росту процента отказов.

Как улучшить поведенческие факторы?

1. Повысьте кликабельность сниппета

Поработайте над привлекательностью заголовка и описания вашего сайта, чтобы у пользователя была мотивация кликнуть на ссылку. Конечно, не всегда поисковик отразит в выдаче именно ваш вариант сниппета. Иногда система автоматически генерирует текст с помощью информации с вашего сайта. По какому принципу это происходит — загадка. Но поработать над текстом сниппета, на всякий случай, всё же стоит. Может быть поисковик решит, что ваш вариант лучший, и отразит его в выдаче.

Помимо этого в поисковых системах есть возможность выделить сниппет при помощи быстрых ссылок и фавиконов. Также в него можно вывести адрес и телефон вашей компании.

2. Проанализируйте скорость загрузки страниц

Долгая загрузка — одна из причин, по которой может расти процент отказов. Чтобы пользователи всё-таки смогли добраться до вашего контента, над скоростью стоит поработать. Хороший показатель загрузки сайта — не больше 3 секунд.

3. Оцените юзабилити

Пользователю должно быть комфортно пользоваться вашим сайтом. Проведите тестирование с помощью Вебвизора, посмотрите, какие разделы вызывают наибольшее затруднение. Также можно собрать фокус-группу из ваших коллег, друзей и знакомых и спросить их мнение. Ещё можно опросить клиентов. Легко ли было найти нужный товар? Быстро ли получилось оформить доставку? Всё это повлияет не только на улучшение поведенческих факторов на сайте, но и на рост показателей конверсии.

4. Не забывайте о мобильной версии сайта

Качественная вёрстка сайта под мобильные устройства — одно из условий успешного продвижения в поисковой выдаче. Про критерии качества мобильных версий мы уже рассказывали ранее в статье «Мобильная версия сайта».

5. Поработайте над контентом

Постарайтесь сделать всё, чтобы ваш сайт стал последней остановкой пользователя на пути к актуальной информации. Очень важно, чтобы пользователь попал именно на ту посадочную страницу, где содержатся нужные ему сведения. Также мы рекомендуем посмотреть, как отвечают на запрос пользователя ваши конкуренты. Проанализируйте информацию и постарайтесь сделать лучше. Ещё одно важное правило — регулярное обновление контента. Поисковые системы любят актуальную информацию.

Итого

В наших проектах мы всегда работаем над улучшением поведенческих факторов на платформах клиента. Ведь это влияет не только на место в поисковой выдаче, но и на конверсию и прибыль.

Хороший сайт — это площадка, которая понятна и полезна людям. Поэтому чем более приятным окажется опыт взаимодействия пользователя с сайтом, тем лучше будут главные поведенческие факторы ранжирования сайта, такие, как процент отказов и время пребывания на сайте.

Контролируйте поведенческие факторы в Google Analytics и Яндекс.Метрике, регулярно работайте над качеством показателей, и будет вам счастье.

О других способах, которые помогут привести посетителей на сайт, мы писали в статье “15 способов привлечь посетителей на сайт, не потратив ни копейки”.

Наши услуги по теме:
Продвижение сайта
на лидирующие позиции в поиске
Рекомендуем прочитать
За что вы платите, заказывая SEO-продвижение, и экономика экономии на SEO
Поисковые системы не стоят на месте и постоянно обновляются, чтобы быть в ТОПе выдачи нужно быть в тренде. Поговорим о том, какие обновления в ранжировании нас ждут в 2021 году: на чём сосредоточиться и что нового внедрить, чтобы быть впереди своих конкурентов.
Что такое мета-теги и с чем их едят. Рассказываем, какие задачи решают мета-теги, прописанные на сайте, показываем примеры правильного заполнения мета-тегов title, description, h1, h2, h3. Вспоминаем мета-тег keywords. Даем советы, как сделать мета-теги более эффективными.
Объясняем простыми словами, что такое SEO-продвижение. Зачем оно нужно, как работает, что в него входит и почему оно выгодно.
Полезное видео каждую неделю. Подписывайся!
Вернуться к оглавлению