- #Инструменты
- #SEO
Зачем Яндекс.Метрика бизнесу: 9 задач, 7 основных показателей, которые можно отследить, и 6 шагов по установке и настройке
О возможностях Яндекс.Метрики: понятно даже новоиспеченным владельцам сайта! Как давно она существует, что дает бизнесу при умелом использовании и на какие показатели из десятков возможных есть смысл обратить самое пристальное внимание, анализируя данные Яндекс.Метрики. Поговорим о том, что входит в понятие «посещаемость сайта», что такое цели и какие отчеты можно получить в этом сервисе.
Что такое Яндекс.Метрика? Это бесплатный инструмент сбора данных для аналитики. По меркам цифрового мира с его быстрым ростом, сервис с историей: он стал общедоступным в апреле 2009 года, а самый большой апгрейд до версии 2.0 прошел в 2015 году.
Детище Яндекса легко установить на сайт; работает Яндекс.Метрика без отпусков и выходных, а данные по трафику в ней обновляются каждую минуту. Все это делает сервис незаменимым помощником, без которого техподдержке, специалисту по SEO-продвижению, маркетологу компании и владельцу бизнеса не обойтись. Точнее, обойтись можно, но смысла в этом нет…
Задачи Яндекс.Метрики
…ведь милый полезный сервис прекрасно справляется с решением широкого круга задач. Все они связаны между собой, и их можно объединить в одну масштабную задачу отслеживания/коррекции эффективности сайта. Вот эти задачи:
1. Фиксация поведения посетителей. Сколько пользователей смотрит страницу с контактами? А складывают в корзину товары? А оставляют в формах захвата номер телефона? Какие страницы сайта наиболее популярны и как тематика контента влияет на количество посетителей? В Метрике есть инструменты inpage-аналитики, которые отслеживают все действия посетителей на каждой странице. Подключив Яндекс.Метрику, можно точно установить, где пользователь «тонет», откуда уходит с сайта, на какие некликабельные элементы пытается кликнуть, какие разделы просматривает с интересом, а какие оставляет без внимания. Интерпретация этих данных дает огромный массив веб-аналитики, которая позволяет корректировать стратегию развития и влиять на поведенческие факторы.
2. Доработка сайта. Поведенческие факторы, которые отследила объективная и неподкупная Метрика, дают возможность выдвигать гипотезы, как сделать сайт более конверсионным. Можно предположить, что в дизайне, контенте или структуре сайта мешает выполнять конверсионные действия. И как, меняя структуру, дизайн, контент, помочь клиенту не свернуть с его клиентского пути.
3. Оценка эффективности разных каналов трафика. Метрика покажет все «партизанские дороги и тропы», которыми посетители приходят на ресурс. Больше посетителей приводит блог — есть смысл развивать его. Хороший теплый трафик приводят соцсети — не упускайте из виду ваши группы/аккаунты, затевайте активности, публикуйте вовлекающие посты. Трафик приходит из поиска — не останавливайте SEO-продвижение.
4. Оценка эффективности рекламных кампаний. Рекламный трафик на сайт приводят контекстные объявления в дружественном Метрике Яндекс.Директе. Подключив к сайту Метрику, можно увидеть, как работает каждое объявление. Например, одно приводит 100 посетителей, которые совершают 5 покупок, а второе — приводит 500 посетителей, которые совершают всего 1 покупку. У владельца ресурса есть две возможности: отключить малоэффективное объявление и гнать лидов на работающее или докрутить малоэффективное так, чтобы оно не цепляло холодный или нецелевой трафик.
5. Перераспределение бюджетов. Данные Яндекс.Метрики помогают перераспределять бюджеты и внутри рекламных кампаний (помним про эффективные и неэффективные объявления), и бюджеты на продвижение, делая акцент на тех каналах коммуникации, которые преимущественно приводят посетителей. В итоге вы сможете получать больше трафика за меньшие деньги, а это всегда приятно.
6. Оценка теплоты аудитории. Если в Яндекс.Метрике вы видите много прямых заходов на сайт — это прекрасная новость. Значит, большая часть аудитории теплая, либо сохранившая ваш сайт в закладках, либо помнящая его наизусть и вбивающая в поисковую строку. С такой аудиторией легче работать; она готова участвовать в ваших маркетинговых активностях, и покупать она тоже готова. Вывод: старайтесь увеличивать количество теплой аудитории, растить ее и отслеживать результаты через Яндекс.Метрику.
7. Отслеживание технических проблем на сайте. Функционал Яндекс.Метрики включает мониторинг доступности сайта; если с ней возникнут проблемы, владельца оповестят об этом по электронной почте или SMS. Так вы не пропустите моменты, когда сайт «лежит», и посетители не могут на него зайти, а это самое худшее, что может случиться с ресурсом в принципе. Кроме применения фильтров Яндекс и Google, конечно.
8. Анализ поисковых запросов. Сервис соберет все запросы, по которым посетители ресурса переходили на сайт не только в Яндексе, но и в поисковых системах Mail и Rambler. Иногда такая информация оказывается неожиданной. Например, на сайт специалиста пришел человек, который набрал в поиске имя и фамилию его конкурента. Это значит, что на сайт конкурента точно полезно посмотреть, а, возможно, и перенять какие-то фишки.
9. Ускорение индексации сайта. Чтобы поисковые роботы Яндекса быстрее и чаще посещали ресурс, нужно привязать счетчик Яндекс.Метрики к сайту, права на который подтверждены в Вебмастере. После этого в Вебмастере можно включить обход сайта по данным счетчика, и робот будет обходить все страницы, на которых установлен счетчик. Это полезно для новых сайтов, для новых страниц на действующих сайтах, для страниц, на которых поменялся контент. Яндекс.Метрика поможет вам быстрее начать получать трафик.
Вспомнить все: о чем расскажет Метрика
Сервис знает многое; мы затронем только основные моменты, которые желательно отслеживать после установки Яндекс.Метрики.
Во-первых, посещаемость. Внутри нее есть три супер-мега-значимых показателя, с которыми нужно разобраться.
- Просмотр — это вход посетителя на страницу, где установлен счетчик Яндекс.Метрики. Если посетитель зашел на 5 страниц, это будет 5 просмотров.
- Визит — это объединение всех действий пользователя до момента, когда он не подавал признаков жизни в течение 30 минут. Если он проснулся и начал активно действовать через более длительный период после последнего действия — это будет уже новый визит.
- Посетители — это количество уникальных посетителей, со своим IP и другими признаками, которые совершали визиты и просматривали страницы за сутки, неделю, месяц, квартал или год.
Один посетитель может совершать несколько визитов и кучу просмотров. При этом он остается одним уникальным посетителем. А в отчетах Яндекс.Метрики основная единица — визиты посетителя.
Во-вторых, источники трафика. Откуда ресурс получает трафик? Из поисковой выдачи, от реферальных ссылок, из социальных сетей, из контекстной рекламы, из мессенджеров? Или напрямую, открывая сайт в закладках? Трафик десктопный или мобильный? Яндекс.Метрика все это покажет. Для каждого источника она даст увесистый пласт информации, а именно:
- Количество визитов и посетителей (помним, что количество может отличаться)
- Процент отказов (посещений длительностью меньше 15 секунд)
- Глубину просмотра: сколько страниц за один визит в среднем просматривает посетитель
- Время: сколько секунд, минут, часов человек провел на вашем ресурсе
В-третьих, портрет целевой аудитории. Вы можете увидеть пол и возраст посетителей сайта с разбивкой на узкие возрастные группы. Это поможет лучше затачивать материалы под интересы той группы, которая вам нужна. Вы увидите географию — страны, отдельные регионы внутри каждой страны — откуда приходят посетители. Вы получите информацию об активности каждого посетителя на сайте, о количестве его визитов.
Очень полезен раздел «Долгосрочные интересы». Он поможет формировать рекламные объявления и контент, опираясь на то, чем интересуется ваша аудитория, а это недвижимость и бизнес, спорт и развлечения, еда и финансы, и десятки других категорий. А еще вы можете сопоставить интересы с конверсией и, возможно, выделить тот сегмент аудитории, который будет приносить максимум прибыли. Полезная фишка!
В-четвертых, содержание ресурса. Яндекс.Метрика отследит читаемость статей в блоге, найдет популярные страницы на сайте. А вкладка «Внешние переходы» покажет, куда ушли посетители ресурса. И если это вдруг сайты конкурентов, есть смысл их пристально изучить, чтобы понять, как обойти их по привлекательности УТП, качеству контента, полноте освещения тем.
В-пятых, визуализация действий пользователей. Есть такой уникальный инструмент — Вебвизор, и если вы впервые заглянете в него, то можете зависнуть надолго. Вебвизор записывает пользовательские действия и позволяет воочию увидеть, как человек скролил страницу, какие блоки изучал, куда кликал, какие формы заполнял, какие кусочки контента копировал, а также на какие страницы ресурса переходил. Это такая «полезная польза», что дух захватывает. Ведь вы можете заметить, где недостает, например, кнопки «Заказать», где посетитель путается без «хлебных крошек», взаимодействует ли с меню, не мешают ли поп-ап окна, и виден ли крестик, который позволяет их закрыть. А если вы выберете пользователя, зашедшего с мобильного, то увидите сайт так, как видел его человек на экране своего гаджета. Здесь часто вылезают длинные-длинные блоки текста или огромные картинки, которые неудобно прокручивать.
В-шестых, аналитика форм. Это показатель, который оцифровывает взаимодействие посетителей с формами, а вам остается только анализировать. Здесь видно, как посетители заполняют поля форм и заполняют ли вообще. Можно оценить, не пугают ли их формы (это возможно, если в форме 5-6 строк для ввода данных, а то и больше). Если формы неудобные, с запросом слишком большого количества данных или нерабочие (например, форма «Заказать» ведет на блок с контактами, а дальше думай, что хочешь), нужно дорабатывать их. Если посетители не взаимодействуют с формой вообще, пора думать об уникальном торговом предложении на странице и о призыве к действию, которым сопровождается форма. Возможно, чего-то не хватает, чтобы «дожать» человека, например, социальных доказательств вида «На эту рассылку уже подписались 2345 человек».
В-седьмых, достижение целей. Цели, с точки зрения Метрики, — конкретные действия пользователя, которых вы ждете от него на сайте. Цели выбираете и настраиваете вы сами, и это свобода творчества в рамках разумного. Вы можете указать как цель:
- Просмотр конкретной страницы (например, контактов)
- Просмотр 2 и более страниц
- Клик на номер телефона или адрес электронной почты
- Отправление заявки/заполненной формы захвата
- Открытие онлайн-чата
- Оформление заказа
Есть еще и сложные составные цели… Но это уже другая история.
Чем больше целей достигнуто, тем выше конверсия сайта. Если цели не настроить — вы увидите только трафик, но не увидите конверсию.
Как подключить и настроить Яндекс метрику
Очень коротко расскажем о том, как сделать с нуля счетчик и подключить Метрику к сайту. Предположим, что сайт у вас уже есть, как и почтовый ящик на Яндексе. Итак…
Шаг 1. Авторизуйтесь в Яндексе, зайдите на сайт Яндекс.Метрики и нажмите на яркую желтую кнопочку «Добавить счетчик».
Шаг 2. Создайте счетчик, следуя подсказкам Метрики: вас попросят ввести название сайта, адрес (без префикса http/https), часовой пояс. Предложат включить основные функции: Вебвизор, карту скроллинга и аналитику форм. На этом же этапе можно настроить уведомления о недоступности сайта.
Шаг 3. Подключите e-commerce (нужно просто перевести виртуальную кнопку в положение «Вкл») и сможете отслеживать, как пользователи взаимодействуют с товарами на вашем сайте. Подключите контентную аналитику: если у вас блог или информационный сайт, это полезно. Дополнительно на этом этапе можно подключить альтернативный CDN для корректного учета пользователей, пришедших из регионов, где не используют Яндекс.
Шаг 4. Внедрите готовый счетчик на сайт. Это можно сделать тремя способами (Метрика подскажет). Самый простой — скопировать готовый код счетчика и вставить его в HTML-код всех страниц, максимально близко к началу (это называется, в хедере).
Счетчик готов и стоит на вашем сайте. Двигаемся дальше — еще пара шагов.
Шаг 5. Настройте важные вашему бизнесу цели (помним, что без них не отследить конверсию). Перейдите по кнопке «Начать настройку целей» внизу страницы. Выберите окошко «Добавить цель». Всего можно задать до 200 целей для сайта, но сначала достаточно нескольких. Заметим, что определение и настройка целей задача сложная, поэтому даже если вы что-то изначально сделаете сами — покажите это что-то специалистам. Наверняка цели можно будет подкрутить, чтобы они стали для вас более полезными, а для веб-аналитики — более информативными.
Шаг 6. Настройте или выберите важные для вас отчеты. В Яндекс.Метрике их о-очень много. К стандартным, данные по которым собираются в любом случае, относятся:
- Посещаемость
- Конверсии (здесь будут собираться отчеты по назначенным целям)
- Источники трафика
- Аудитория
- Технологии (с каких гаджетов и через какие браузеры пользователи ищут ваш сайт и даже наличие у них блокировщиков рекламы)
- Содержание сайта (с определением наиболее популярных страниц)
- Мониторинг (время загрузки, поминутный трафик)
Кликнув на пункт «Мои отчеты». можете создавать индивидуальные шаблоны, по которым Метрика начнет сбор статистики. Вы также можете задать расписание для подготовки отчетности. Все будет так, как вам удобно. Просто заходите в Яндекс.Метрику — и вся информация у вас перед глазами!
- + Яндекс.Метрика слегка «задвинута» на конфиденциальности, и вся информация о посетителях в ней обезличена. То есть вы не узнаете, что делал на сайте конкретный Иван Петрович Сидоров, а что — Сидор Иванович Петров.
- + Некоторые данные — например, пол и возраст аудитории — Метрика выдает только в случае, если выборка включает больше 10 человек. Если на ваш сайт в течение суток зашли 5 человек, то вы не сможете узнать, сколько среди них было мужчин 30 лет, а сколько — женщин 40 лет.
- + Отчеты Метрики обновляются с интервалом в 5 минут, если вы не задали другое расписание.
Подводим итог
Яндекс.Метрика — чудный и довольно простой digital-инструмент, который помогает понять, что вообще происходит на сайте. Понять и активно контролировать процессы, добиваясь такой эффективности ресурса, которую вы себе намечтали. Метрика не роскошь; она нужна любому сайту, даже если он совсем новый, предельно скромный или очень маленький.
Обращайтесь — мы настроим вашу Яндекс.Метрику так, чтобы она приносила максимум пользы. Пользы в бизнесе слишком много не бывает!